Займы в валюте «давят» на рентабельность КТЖ
По итогам трех кварталов 2017 года АО «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) понесло убыток в размере 30,74 млрд тенге, против прибыли в 26,92 млрд тенге за аналогичный период прошлого года. Об этом пишет Аналитический центр АФК.
Текущие показатели АО «Қазақстан темір жолы» (3Q17):
Активы: 3 104,79 млрд тенге (+69,33 млрд тенге; +2,3%)
Обязательства: 1 903,73 млрд тенге (+36,31 млрд тенге; +1,9%)
Капитал: 1 201,06 млрд тенге (+33,02 млрд тенге; +2,8%)
Убыток: -30,74 млрд тенге (-57,68 млрд тенге)
Несмотря на увеличение доходов, национальный железнодорожный оператор продемонстрировал отрицательную рентабельность по итогам трех кварталов 2017 года. Доходы увеличились на 4,6% в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года до 659,64 млрд тенге. Тем временем, себестоимость реализации растет опережающими темпами над доходами, увеличившись на 12,2% до 528,86 млрд тенге. В том числе, наибольший прирост показали расходы на персонал (+8,9 млрд тенге) и расходы на ремонт/обслуживание (+10,44 млрд тенге). На грузовые перевозки приходится 83,8% доходов нацкомпании.
Итоговый убыток КТЖ в основном связан с растущими расходами. Так, общие и административные расходы увеличились на 12,64 млрд тенге (+22,9%), тогда как финансовые затраты выросли на 10,36 млрд тенге (+17,3%). Также компания понесла убыток от курсовой разницы в размере 24,65 млрд тенге и потеряла дополнительные 15,23 млрд тенге от обесценения активов (помимо 80,99 млрд тенге расходов, включенных в себестоимость реализации как износ и амортизация).
В части баланса компании, на основные средства приходится 83,6% активов или 2 597,5 млрд тенге, которые увеличились на 3,0% с начала года. Текущая часть активов составляет 349,0 млрд тенге. В том числе, долгосрочные активы на 118,44 млрд тенге классифицированы как предназначенные для продажи и включены в состав краткосрочных активов.
Большая часть обязательств компании — займы, на которые приходится 1 309,53 млрд тенге или 68,8% всех обязательств. По состоянию на 30 сентября 2017 года только 22,2% займов КТЖ выражены в национальной валюте. Напомним, что в июне текущего года КТЖ в лице дочерней организации ООО «КТЖ Финанс» привлекло 15,0 млрд рублей (83,1 млрд тенге) на ММВБ. Текущие обязательства составляют 462,43 млрд тенге, что на 32,5% выше текущих активов.
В течение девяти месяцев текущего года КТЖ выпустил акции на 50 млрд тенге. Данные средства были привлечены под строительство паромного комплекса в порту Курык. Вследствие чего уставный капитал вырос на 5,0% до 1 043,46 млрд тенге, что и поспособствовало росту собственного капитала компании. Тем временем, резерв нераспределенной прибыли сократился до 169,96 млрд тенге (-14,4%).
АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» было создано в Казахстане в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан для целей образования холдинговой компании по государственным активам железнодорожной отрасли. Компания была зарегистрирована 15 мая 2002 года.
Правительством Республики Казахстан на 2016−2020 годы утверждены тарифы на услуги железнодорожной сети с ежегодным ростом тарифа на грузовые перевозки на 4%, а также локомотивной тяги на 4,6% в 2016 году. Предыдущее повышение тарифов группы было установлено с 1 января 2014 г. в среднем на 7% на грузовые перевозки в регулируемых видах сообщения и пассажирские перевозки в международном, межобластном и межрайонном сообщениях.