В центре внимания:

Задача свечи…Но не той, что на графиках

Есть классический психологический эксперимент, который впервые провели еще в середине прошлого века и после этого много раз воспроизводили в различных вариантах. Называется он «задача свечи» и основной вывод из него такой — «Мотивация убивает творчество».

Не то чтобы прямо вот так «убивает»…

…но сильно мешает.

Итак, что же за эксперимент. Человеку дают свечу, коробок спичек, коробку с кнопками. Нужно прикрепить свечу к стене так, чтобы воск с горящей свечи не капал на пол. Простой вариант (прикрепить расплавленным воском) не срабатывает.

Решение — …Или попробуете сами?

Чтобы увидеть решение, нажмите сюда.

Меняем эксперимент, или чем американские свечи отличаются от японских
Классический эксперимент Карла Дункера позже был неоднократно модифицирован. Например, Сэм Глаксберг разделил людей, участвовавших в экперименте, на две группы. Одной он говорил — «мы будем смотреть, как быстро вы решаете эту задачу, и используем это время, чтобы определить, сколько приблизительно требуется времени для решения такой задачи».

А второй группе пообещали денег за решение задачи — тот, кто будет среди 25% самых быстрых решальщиков, получит небольшое вознаграждение. И особо большое вознаграждение для того, кто решит быстрее всех.

То есть, добавили денежную мотивацию. И какой результат?

Если все было так, как ожидалось, то и статью бы не было смысла писать

Естественно, мотивированные деньгами решили задачу медленнее (да-да, медленее, иначе бы и этой статьи не было), чем те, кому денег не обещали. В одной из более ранних статей на сайте я писал про закон Йеркса-Додсона, согласно которому излишне большая мотивация ухудшает результаты.

И там причина падения эффективности — излишняя торопливость и возникающие из-за этого ошибки. В случае эксперимента Сэма Глаксберга логика немного другая: проблемы возникают из-за того, что денежные стимулы отключают творческое мышление. Человек начинает мыслить прямолинейно (если вы уже посмотрели картинку с решением, то знаете, что решение простое, но совсем неочевидное) и не может придумать нестандартный ход.

(Чтобы это доказать, Сэм Глаксберг проводил дополнительный эксперимент, который заключался в том, что испытуемым высыпали кнопки из коробочки: в этом случае — когда для решения не нужно было «креативить», а только быстро выполнять — мотивированные деньгами участники эксперимента легко обгоняли немотивированных).

И вывод для трейдеров

Денежная мотивация — это основа работы трейдера. Чем же полезен эксперимент «задача свечи»? Результаты этого эксперимента говорят, что нельзя думать о деньгах, нельзя думать о конечном результате, нужно относится к разработке торговой системы и к трейдингу вообще как к какой-то такой особой игре. (Конечно, баланс нужен — полная беззаботность тоже до добра не доведет).

В этом случае вы сможете расширить набор возможных вариантов, а не использовать очевидные решения, которые используют множество других трейдеров (и мы знаем, как они заканчивают). В чем-то такая позиция похожа на одно из убеждений успешных трейдеров, о которых рассказывает Ван Тарп — «Деньги не важны».
Задача свечи…Но не той, что на графиках

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

26.04.2016 16:00 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2019 Финансовый вестник
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.