Волшебный мир и прибыльная корпорация Уолта Диснея
Уолтер Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго, а его родители были бедными ирландскими эмигрантами. Отец мальчика Элиас Дисней был строгим в воспитании четверых своих сыновей, таким образом стараясь закалить их перед вступлением во взрослую жизнь. Будучи самым младшим в семье, Уолтер сначала помогал отцу на ферме, потом – доставлять газеты, производить фруктовое желе. Поскольку семья была небогатой, мальчик почти не имел игрушек, и отдушиной для него было рисование. Это и помогло ему заработать первые собственные деньги в 7 лет – он нарисовал соседскую лошадь, за что ее хозяин заплатил мальчику 5 центов. Уолт хотел делать рисунки к комиксам, но отец был категорически против, считая художников бездельниками. Однако стремление исполнить мечту пересилило сопротивление Элиаса, и Уолтер поступил в Чикагский институт искусств, но во время учебы выяснил, что его истинный талант – менеджмент.
Первым деловым партнером Диснея стал Уб Айверкс, с которым они открыли совместную студию и купили подержанную камеру, с помощью которой делали двухминутные рекламные фильмы. Однако Уолтер и Уб принимают решение перебраться в Лос-Анджелес – поближе к центру киноиндустрии Голливуду. Туда-то, собственно, и отправился спустя два года с момента переезда Дисней, для того чтобы стать режиссером мультфильмов.
Официальная история бренда Walt Disney началась в 1923 году, когда братья Уолт и Рой Дисней организовали в Голливуде небольшую анимационную студию Disney Brothers Cartoon Studio. Ее первый фильм – «День Алисы на море» – вышел в прокат в марте 1924 года. Его сюжет был навеян сказкой Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес».
В 1926-1927 годах студия создала целую серию мультфильмов, главной героиней которых стала та же девочка Алиса. В 1928 году появился мульт «Стремительный самолет» про мышонка Мортимера, но он не стал успешным, зато студия заключила контракт с правительством США на производство учебных фильмов. И это было настолько прибыльно, что Дисней больше не возвращался к Мортимеру. Но мышиная тема не была забыта, и в том же году родился легендарный Микки-Маус в короткометражке «Пароход Вилли». Вот ему досталась настоящая любовь зрителей, американцы даже стали называть студию «мышиной фабрикой», а Уолта Диснея – «мышиным королем». Да он и сам полюбил Микки настолько, что 20 лет озвучивал мышонка.
К 1935 году Дисней понял, что на короткометражных мультфильмах не разбогатеешь, и нанял почти 300 художников для создания первого полнометражного мультика «Белоснежка и семь гномов». Он обошелся в баснословную по тем временам сумму – $1,5 млн. Успех превзошел все ожидания: премьера «Белоснежки» в 1937 году вознесла Диснея на вершину славы, и дела студии резко пошли вверх.
Перед началом Второй мировой войны Disney Studio перебазировалась в пригород Лос-Анджелеса и в течение войны создавала только пропагандистские мультфильмы. Но после завершения войны компания оказалась в больших долгах, расплатиться по ним помогли доходы от создания «Золушки». К тому времени Уолтер задумал сотворить свою «землю».
Однажды, наблюдая за игрой дочерей на детской площадке, Дисней подумал, что определенно стоит построить город, где смогут веселиться не только дети, но и взрослые. Воображение нарисовало ему поющие фонтаны, замок Белоснежки, пиратский корабль с полным оснащением, дом привидений, а на входе гостей встречают ростовые куклы – Микки-Маус, Дональд Дак, Гуффи и другие герои его мультфильмов.
«Шаг на территорию Диснейленда должен означать путешествие в новый неизведанный мир – подобно шагу Алисы в Зазеркалье», – писал Дисней в своем дневнике.
Вначале в идею не поверил никто – ни брат Рой, ни банкиры, к которым Уолтер обращался за финансированием, собственных средств на проект у него самого не хватало. И должно было пройти немало времени, прежде чем крупные кредиторы решились дать Диснею $17 млн на воплощение его мечты.
Торжественное открытие Диснейленда, на которое приехало более 28 тыс. гостей и еще около 90 млн человек смотрели трансляцию по телевизору, состоялось 17 июля 1955 года. Те скептики, кто не верил в коммерческий успех сказочной страны, ошиблись: спустя два месяца после запуска Диснейленда на его территории приветствовали миллионного посетителя. А стомиллионный гость вошел в ворота города весной 1971 года.
Вскоре доходы парка уже превысили прибыль самой киностудии. Кстати, примерно такой расклад сохранился и по сей день: большую часть прибыли компания получает со своих развлекательных парков, а также с продаж франшиз и прав на персонажей мультфильмов.
Детей в парке много, но и взрослым там есть на что посмотреть. Поэтому, когда ближе к полудню большинство малышей, устав от обилия впечатлений, засыпают в колясках, которые родителям выдают на входе, приходит черед пап и мам. Они могут получить массу впечатлений на различных аттракционах, например, в «Доме ужасов» и на «Пиратах Карибского моря».
И еще при внешней сказочности Диснейленд – это в первую очередь гигантская корпорация, нацеленная на получение прибыли. По итогам 2018 года чистая прибыль компании увеличилась до $12,59 млрд, притом что в 2017 году она составляла $8,98 млрд, а выручка выросла с $55,14 млрд до $59,43 млрд. Прибыль кинобизнеса Disney увеличилась вдвое, составив $596 млн.
С приходом нового тысячелетия компании стала составлять заметную конкуренцию студия Pixar – пионер цифровых технологий в мультипликации. В конце концов Pixar и Walt Disney стали партнерами: первая стала заниматься креативной частью, а детище Уолта взяло на себя дистрибуцию и продвижение контента по собственной налаженной сети. Но после нескольких конфликтов в 2006 году компания купила Pixar за $7,4 млрд.