В Нацбанк поступают жалобы на действия коллекторов
В Казахстане работают 138 коллекторских агентств. Как они должны работать. Особенности государственного регулирования и контроль за их работой прописаны в Законе «О коллекторской деятельности». Основные жалобы, которые поступают в Национальный банк, связаны с нарушением порядка взаимодействия с должником, который определен статьей 5 Закона. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Нацбанка.
По итогам выявленных нарушений применено семь санкций и ограниченных мер воздействия. Оштрафованы компании «Коллекторское агентство «Фёрст Коллекшн», «Коллекторское агентство «Кайнар», «Коллекторское агентство "СВД"», «Коллекторское агентство «Кредит Коллекшн Груп», «Коллекторское агентство «Паритет», «Коллекторское агентство «Первое Коллекторское Бюро», «Коллекторское агентство «Кредит Коллекшн Груп». Письменные предписания получили «Коллекторское агентство "СВД"», «Коллекторское агентство «Кредит Коллекшн Груп», «Коллекторское агентство «Паритет», «Коллекторское агентство «Первое Коллекторское Бюро».
Анализ показал, что коллекторы чаще всего нарушают:
- подпункт 14) пункта 1 статьи 15 Закона, по которому коллекторское агентство обязано вести аудио- или видеозапись разговора с должником в помещениях коллекторского агентства и хранить материалы полгода;
- по требованию должника не предоставляют информацию и копии документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства, а также направляют в адрес должника ложную информацию по задолженности.
В Нацбанке напомнили, что коллекторам запрещены следующие действия:
- распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашение сведений, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;
совершение противоправных действий, посягающих на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;
оказание давления путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника и (или) его представителя, и (или) третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающее должника к выполнению обязательств по ДБЗ или договору о предоставлении микрокредита;
введения лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
принятие коллекторским агентством денег (в наличной или безналичной форме), а также иного имущества в счет погашения задолженности;
требования со стороны коллекторского агентства о погашении задолженности иным имуществом, кроме денег;
разглашение коммерческой или иной охраняемой законами РК тайну, полученной от кредитора и (или) его представителя, и (или) третьих лиц.
Куда жаловаться на действия коллекторов
В мобильном приложении Национального Банка Республики Казахстан «НБК «Online» есть раздел «Деятельность коллекторских агентств». Пользователи в онлайн-режиме могут получить информацию о своих правах при взаимодействии с коллекторскими агентствами.
в Национальный Банк Республики Казахстан:
• письменно по адресу: 050000, Алматы, ул. Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz;
• в Общественную приемную Национального Банка Республики Казахстан за получением правовой помощи по адресу: Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефон для справок 8 (727) 2619-213, 8 (727) 2788-104 вн. 5573;
• в филиалы Национального Банка Республики Казахстан (по адресам, указанным на сайте Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz, в разделе Защита прав потребителей финансовых услуг.