В Актобе начали заправлять транспорт компримированным природным газом
Первая автомобильная газонаполнительная компрессорная станция открылась в Актобе. Строительство велось в течение пяти месяцев в рамках программы перевода автотранспорта области на природный газ, заключенного в 2015 году между акиматом Актюбинской области и АО «КазТрансГаз». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По результатам тендера станцию строил Актюбинский завод металлоконструкций (АЗМ). В соответствии с договором с компанией «ҚазТрансГаз Өнімдері» (дочерней организации «ҚазТрансГаза») завод выступил в качестве генерального подрядчика, поставщика технологического оборудования, а также исполнителя всех видов строительных работ с привлечением субподрядных организаций.
Подобный проект можно назвать прорывным. Использование компримированного природного газа, а не сжиженного, сможет решить проблему с дефицитом газа для автотранспорта. Следует напомнить, что в прошлом и нынешнем году в Актобе возникали серьезные проблемы со сжиженным газом для автомобилей. А с природным газом проблем нет — он есть почти в каждой квартире. Природный газ сжимается до 250 атмосфер и используется для заправки автомобилей. И эта технология принципиально отличается от технологии сжиженного газа. Она имеет ряд технических и финансовых аспектов, которые рынок считает преимущественными. Именно поэтому было принято решение о переводе части автобусного парка на сжатый (компримированный) газ. То есть использование сжатого метана (природного газа) для заправки автотранспорта экономически выгоднее, нежели использование достаточно дорогого сжиженного пропана или бутана.
«Два очевидных фактора. Первое — экологичность метана, его соответствие стандартам Евро-5, а в ближайшем будущем и Евро-6 при должной настройке газового оборудования. Второе — экономия. Он в 2−3 раза дешевле консервативного вида топлива (бензина и дизельного топлива). Актюбинским водителям компримированный метан обойдется в 60 тенге за литр. Важно и то, что он менее взрывоопасен, так как гораздо легче воздуха и быстрее улетучивается. Метан не замерзает при температуре до -80 градусов», — перечислил главные достоинства нового объекта генеральный директор КазТрансГаза Арман Касенов.
На начальном этапе планируется обслуживать на станции 50 автобусов, а в следующем году довести их число до 200 единиц. При этом станция может обслуживать до 400 единиц транспорта в сутки.
«Подписанный ранее меморандум предусматривал перевод автотранспорта Актобе на качественное и дешевое топливо — газ. Акционерное общество на собственные средства, а это 500 млн тенге, построило станцию, для чего мы выделили в хорошем месте земельный участок и обеспечили первых потребителей. Здесь не будет очередей, так как запасов газа достаточно», — в свою очередь подчеркнул аким города Актобе Ильяс Испанов.
В Актобе первым клиентом АГНКС стало ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие». Для него будут приобретены 70 автобусов Ankai для городских маршрутов и еще 10 — для школ областного центра. Есть надежда, что следом подтянется и конкурент на рынке обслуживания актюбинцев — ТОО «Автопарк». Круг потребителей позволяет значительно расширить пересекающий область (на протяжении 628 км) транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай. В 2020 году в регионе будет построено еще шесть АГНСК.
Новая станция имеет большое казахстанское содержание. Поступающий сюда газ — жанажольский. Строительство вел Актюбинский завод металлоконструкций. Поставку автобусов обеспечивает «СарыаркаАвтоПром». В ближайшей перспективе появятся сервисные компании для переоборудования автотранспорта под газобаллоны. Все это подразумевает и создание новых рабочих мест.
«Таких станций на сегодня по республике насчитывается 15, ими за семь лет реализовано 200 млн кубических метров природного газа, замещено 150 тыс. тонн дизельного топлива, в том числе около 6 тыс. тонн импортированных. Сэкономлено 12 млрд тенге на разнице стоимости топлива. Надеемся, что данный проект станет опорным пунктом и для заправки междугородного и международного транспорта. Уже газифицированы маршруты между Актобе и Орском, Оренбургом», — отметил Арман Касенов.
Анализ показывает большую перспективу газонаполнительных компрессорных станций. На сегодня газифицированы всего 1,5% казахстанского автотранспорта. Вклад газовиков в реализацию Концепции республики по переходу к зеленой экономике очевиден. Есть все предпосылки, для того чтобы в течение десяти лет можно было довести сеть АГНСК до ста.