Трамваи Алматы проданы за 118,5 млн тенге
Через сайт gosreestr.kz за 118 млн 508 тыс. тенге проданы одним лотом 13 чешских трамваев ТОО «Алматыэлектротранс», ранее эксплуатировавшихся в Германии. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На продажу были выставлены трамвайные вагоны марки KT4Dt, которые были выпущены с 1983 по 1995 год. Стартовая цена, с которой были начаты торги, — 118,5 млн тенге. Торги проходили на понижение. Оценщики оценили вагоны на сумму 103,5 млн тенге. Для того чтобы принять участие в торгах, нужно было внести гарантийный взнос — свыше 17,7 млн тенге.
На сайте gosreestr.kz уточняется, что трамвайные вагоны «пригодны для эксплуатации».
По данным отчета об оценке, стоимость одного трамвайного вагона варьируется от 7,5 до 8,8 млн тенге. По информации оценщиков, все 13 вагонов находятся в удовлетворительном состоянии. Уточняется, что многие вагоны требуют замены пружин, у них изношены главные контакты.
Интересно, что согласно Договору о госзакупках, который опубликован на сайте gosreestr.kz, поставщиком трамвайных вагонов выступила немецкая компания Wilhelm Schok Ost-West e.К., ее руководитель — Вильгельм Шок. Сумма, по которой были приобретены вагоны «Алматыэлектротранс», — 610 тыс. 740 евро, договор был заключен 27 февраля 2013 года. В договоре указывается, что «Алматыэлектротранс» приобретает у Wilhelm Schok Ost-West e.К. трамвайные вагоны «европейского производства, б/у, пригодные к эксплуатации».
Всего же «Алматыэлектротранс» в 2013 году было приобретено 17 трамваев, по данным договоров купли-продажи трамвайных вагонов, они были приобретены по 897 990 евро. Если учитывать курс евро, который был на 27 февраля 2013 года (196,43, по данным Нацбанка), то сумма сделки по покупке трамвайных вагонов в то время составила почти 176,3 млн тенге. Основываясь на этих данных, можно сказать, что б/у вагоны после трех лет эксплуатации были реализованы на торгах 19 января по цене на 57,7 млн ниже покупной стоимости.
Кстати, Вильгельм Шок, предприятие которого реализовало «Алматыэлектротранс» б/у трамвайные вагоны, был замешан в сомнительных сделках. В 2014 году интернет-газета «День» опубликовала материал о закупке ведущим предприятием общественного транспорта в столице Удмуртии муниципальным предприятием Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» десяти сочлененных трамвайных вагонов KT4Д (та же модель, что и выставлена на торги через gosreestr.kz). Тогда, как и в случае с «Алматыэлектротранс», продавцом вагонов выступил предприниматель-перекупщик из Германии Вильгельм Шок. Подчеркивается, что «так понравившиеся ижевским чиновникам трамвайные вагоны чешского производства 80-х годов выпуска в Берлине, где они отслужили свой срок, списали в металлолом», уточняют российские журналисты.
Как пишет российское издание «День»: «Удивительно, но в руководстве „ИжГорЭлектроТранс“ даже не пытались скрывать, что договоренность с бизнесменом Вильгельмом Шоком о поставке через его фирму в Ижевск трамваев была достигнута задолго до опубликования извещения о проведении конкурса. Согласно сведениям из материалов проверки Управлением экономической безопасности и ПК МВД по Удмуртской Республике, проведенной в сентябре (2014 года. — Ред.), со слов гендиректора Андрея Батова, вопрос о приобретении для нужд предприятия трамваев марки КТ4Д обсуждался с директором трамвайно-троллейбусного управления МУП „ИжГорЭлектроТранс“ на одном из рабочих совещаний в ноябре 2013 года. Трамваи были признаны отслужившими свой век — отметка пробега достигла предела, и дальнейшая их эксплуатация по европейским стандартам означала прямую угрозу для безопасности пассажиров», — пишет российское СМИ.
По информации того же издания «День», «в 2011 году по запросу мэрии Харькова из Транспортного управления Праги пришел ответ о том, что списанные трамваи достались посреднику по цене лома. Харьковские и днепропетровские следователи интересовались конспирологическими схемами г-на Шока, но, похоже, так ничего и не добились», — отмечается в издании.
Кстати, в середине сентября 2017 года генеральный директор «Алматыэлектротранс» Ризван Цинаев сообщил телеканалу Астана, что если алматинские трамваи не удастся продать, то их утилизируют. Эти работы в компании намерены провести за свой счет. Правда, на тот момент сумма, в которую могла обойтись утилизация, не была озвучена.
Как пояснил в сентябре прошлого года Ризван Цинаев, трамваи были выставлены на продажу несколько месяцев назад. Желание приобрести их изъявляло трамвайное управление Павлодара. «Однако запчасти алматинских трамваев не подошли к павлодарским вагонам», — отметил глава «Алматыэлектротранс».
Идея о ликвидации трамвая как общественного транспорта активно стала обсуждаться в 2015 году. Дискуссии появились после нескольких крупных ДТП с трамваями в Алматы. Так, в сентябре 2015 года в районе пересечения улиц Байтурсынова и Карасай батыра трамвай, двигавшийся по четвертому маршруту, врезался в автомобили. По предварительной версии, у трамвая, шедшего под уклон, отказали тормоза, в результате он практически снес 14 автомашин. Менее чем через месяц, в октябре, с участием трамвая в Алматы произошло еще одно крупное ДТП, но в этот раз на пересечении улиц Сейфуллина и Макатаева, в результате пострадало более десятка машин.
После этих случаев работа трамвайного депо была приостановлена. Постепенно трамвайные рельсы стали демонтироваться, засыпаться грунтом.
В ноябре 2017 года аким Алматы Бауыржан Байбек сообщил, что в городе в 2018 году будет начат проект по строительству полос для легкорельсового транспорта (ЛРТ). «Мы остановили трамваи, сказали: спасибо, это большая история, 80 лет он проходил, но вместо него в следующем году мы начинаем ЛРТ. Западный трамвай — бесшумный, экологичный, удобный, современный. Это дорогостоящий проект, но он пройдет от Саяхата до «Алматы Арена», — пояснил аким города.
Бауыржан Байбек назвал стоимость строительства ЛРТ. «Проект по объему капитальных затрат оценивается как один из самых экономичных в мире. Стоимость строительства вместе с подвижным составом составит 125−130 млрд тенге», — сообщил он.