Тимур Кулибаев: Экологические платежи должны стать целенаправленными
Главными темами рабочей встречи главы Президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева с председателем Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГМП) Николаем Радостовцем стали вопросы природоохраны и перехода промышленности к «зеленой» экономике.
В контексте совершенствования природоохранного законодательства, по словам Николая Радостовца, Комитет готовит целый пакет с конкретными нормами и обоснованиями к ним. В частности, это касается Экологического кодекса РК и Концепции по переходу к «зеленой экономике». Например, разработка Методики определения уровня опасности и кодировки отходов, исключит законодательный пробел, обеспечив прозрачный и объективный подход в процедуре классификации отходов. Более того, появится возможность реализовать дорогостоящие проекты по запуску производств по переработке отходов и значительно сократить их объемы.
Тимур Кулибаев: Особый акцент в работе «Атамекена» — импортозамещение
Весьма актуальным, по мнению и руководителя КГГМП является реформирование системы взимания экологических налогов и платежей. Сейчас правоприменительная практика, к сожалению, использует экологическое законодательство как инструмент пополнения бюджета, и взысканные средства не имеют целевого назначения направляться на природоохранные и природовосстановительные мероприятия. К примеру, в Павлодарской области на природоохранные мероприятия было затрачено 0,3% от общей суммы, в Карагандинской области — 3%.
Николай Радостовец отметил, что международные организации рассматривают зеленую экономику как стратегический метод решения системных проблем деградации окружающей среды, обеспечения безопасности природных ресурсов, занятости и конкурентоспособности. Он привел в пример опыт Беларуси, где законодательно присутствует механизм экономического стимулирования природоохранных мероприятий, затраты на которые компенсируются за счет экологических налогов. Сумма экологических налогов уменьшается плательщиками ежеквартально в объеме инвестиций на строительство или реконструкцию, например, газоочистных установок, устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, объектов хранения, захоронения или обезвреживания отходов, и т. д.
В России предусмотрены вычеты из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму фактически произведенных затрат на природоохранные мероприятия. Плюс государственная поддержка предприятий через предоставление налоговых льгот/инвестиционных налоговых кредитов, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В таких странах как: ЕС, США, Япония, Китай предоставляются кредиты через специальные фонды по ставке от 1% до 6% предприятиям, переходящим на наилучшие доступные технологии, где частично или полностью покрываются проценты по кредитам.
Председатель Президиума «Атамекен» согласился с необходимостью разработки механизма целевого использования экологических платежей только на природоохранные мероприятия, что экономически облегчит предприятиям постепенное внедрение «зеленых» технологий в Казахстане, отметив, что на этом фоне казахстанские предприятия остаются «один на один» со своими проблемами и говорить о возможности развития конкуренции с теми же членами ЕАЭС весьма сложно.
Вектор на снижение тарифов
«Для перехода к „зеленой экономике“ необходимо, прежде всего, повысить энергоэффективность во всех сферах экономики. Нужна модернизация и строительство новой промышленной и информационной инфраструктуры, развитие возобновляемой энергетики и экологически-безопасного транспорта, обеспечение потребностей в безопасном и качественном продовольствии и воде. Это непросто технически, экономически затратно и требует времени. Мы все равно придем к „чистой“ экономике, но поэтапно, с учетом реального состояния нашей экономики и возможности государства, субъектов бизнеса и народа», — сказал Тимур Кулибаев.
Он добавил, что необходимо иметь государственную научно обоснованную антикризисную программу задач по повышению энергоэффективности, по развитию чистых технологий и альтернативной энергетики, где будут четко оговорены этапы перехода с конкретными целями на каждом этапе, мероприятия, сроки, механизмы достижения и источники финансирования.
Глава Нацпалаты поручил Комитету обратиться в Министерство Энергетики РК, чтобы совместно проанализировать международный опыт и на основе передовой целевой модели «зеленой» экономики выработать систему мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить ее функционирование на экологических «зеленых» принципах.
Результатом эффективной реализации Национального плана будет поэтапная трансформация национальной экономики, основанная на внедрении принципов «зеленой» экономики и достижении целей устойчивого развития.