Терминальная стадия
Все инициативы по выводу расчетов малого бизнеса в легальное поле терпят неудачи. Получится ли у стартапов, предлагающих платежные онлайн-терминалы?
Для программы цифровизации экономики страны маленькие магазинчики грозят стать неприступной крепостью. Много лет государство предпринимает усилия по переводу их бухгалтерии и расчетов в легальное поле, однако до сих пор явных успехов в этом деле не наблюдается.
Говоря о малом бизнесе, в первую очередь надо иметь в виду огромную армию магазинов у дома — их порядка 500 тысяч по всей стране. Еще 100 тысяч — мелкие участники онлайн-торговли. Таким образом, совокупное число участников торговли, скрывающих свои обороты, — порядка 600 тысяч.
Принято считать, что причина, которая заставляет их работать с наличными платежами — просто нежелание платить налоги. Однако никаких точных исследований этой темы в стране не проводилось.
В НПП «Атамекен», куда «Капитал.kz» обратился за комментариями, указали, что при Палате предпринимателей работает созданный недавно Совет по развитию стартапов и IT-экосистмы, который обратит на эту тему внимание.
Между тем 600 тысяч участников мелкой торговли — это не только налоги для государства, но и хороший рынок для приложения IT-проектов, оцифровывающих процессы торговли. Насколько эта среда податлива для внедрения проектов финансового учета, удобных с точки зрения практического применения?
Для получения общей картины мы связались с ТОО «Smart Production», производящим программы для смартфонов, которые теперь можно использовать вместо громоздких и непрактичных кассовых аппаратов. По словам Альжана Даткаева, генерального директора компании, рынку предложены два удобных решения.
Первое — мобильный онлайн-кассовый аппарат, работающий через смартфон, с помощью которого можно регистрировать любые платежи за наличный расчет, цена подключения — 16 тыс. тенге. Второе — мобильный терминал для безналичных платежей, также работающий через смартфон. Его удобство в том, что любые сделки можно проводить в любом месте, где есть телефонная связь, цена — 12 тыс. тенге. Использование приложений подразумевает техническую поддержку и смс-оповещение, за что предприниматель доплачивает 1000 тенге ежемесячно.
Обе программы не требуют скачивания специальных программ, они работают через установленный браузер после активации купленного программного кода. За год предложения мобильный кассовый аппарат был куплен 1000 раз, мобильный терминал для безналичных платежей — 9000. При этом приложения дешевле в 5 раз любых других аналогов.
Рассказать об интенсивности использования программ в компании отказались, сославшись на коммерческую тайну. Однако, как нам стало известно от источника в НПП «Атамекен», количество транзакций по этим терминалам не превышает 1 тысячи в месяц.
По словам Альжана Даткаева, расходы по продвижению каждой проданной программы составили около 3 тыс. тенге. По его наблюдениям, приобретает новинку один из десяти потенциальных покупателей. Наиболее полезным с точки зрения продвижения стало сотрудничество с магазинами, предлагающими подобные инструменты отчетности.
Очевидно, что проблема цифровизации объектов торговли требует пристального и детального рассмотрения. Без этой работы все громко заявленные планы цифровизации страны можно считать неосуществимыми.