Страховщики обнаружили новую схему мошенничества с электронным ОСАГО
Страховщики обнаружили новую схему мошенничества с электронными полисами ОСАГО. Посредники искажают данные автомобилей для снижения стоимости страховки. На недостоверные е-полисы может приходиться до 10% продаж в 2017 году
На российском страховом рынке получила распространение новая схема мошенничества с электронными полисами ОСАГО (е-ОСАГО), рассказали РБК в «Ингосстрахе» и подтвердили в четырех других крупных страховых компаниях.
Компании-посредники, предлагающие водителям услугу оформления е-ОСАГО, намеренно подают страховщикам недостоверные сведения, добиваясь снижения стоимости полиса. Механизм мошенничества заключается в том, что полисы оформляются на автомобили с низкой мощностью и в регионах с низкими коэффициентами (стоимость полиса зависит от регионального коэффициента), при этом указываются регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя.
«Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и др., чтобы добиться нужного результата», — рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук.
«В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1 тыс. рублей. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. рублей в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстрах» Михаил Волков.
На данный момент база данных Российского союза страховщиков (РСА), которая проверяет данные водителя при оформлении е-ОСАГО, не способна автоматически проверять марку автомобиля, госномера и регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию.
Сейчас, по оценке РСА, доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5-10% (250-500 тыс. шт.) в структуре электронных продаж ОСАГО.
Из топ-10 российских страховых компаний по объему страховых премий в сегменте ОСАГО (данные ЦБ за I полугодие 2017 года) наличие проблемы с недобросовестным оформлением полисов е-ОСАГО подтвердили в «РЕСО-Гарантии», «АльфаСтраховании», ВСК и «МАКСе». В «Росгосстрахе», «Ренессанс Страховании», «Югории», «Согласии» и СОГАЗе не ответили на запросы.