Стал ли Алматы социальным городом?
Бюджет Алматы в 2019 году составит 525,2 млрд тенге, сообщили в акимате города. 40% от реально располагаемого бюджета будет направлено в социальную сферу. Что планируется и что было сделано по части улучшения жизни горожан и развития социальной инфраструктуры, рассказали в акимате.
Так, согласно озвученным данным, запланировано сейсмоусиление еще восьми и строительство трех новых школ. Будет закуплено 38 карет скорой помощи и более 800 единиц медицинского оборудования. На соцпомощь для социально уязвимых слоев населения выделено 6 млрд тенге, что на 16% больше по сравнению с 2018 годом.
Будет пересмотрена схема обслуживания горожан доступным транспортом. Субсидии будут получать только те перевозчики, которые обеспечивают хорошее качество услуг и обновляют автопарк. За последние три года закуплено более 1,1 тыс. новых автобусов.
В 2019 году будет построено 22,6 км дорог в пяти микрорайонах и проведен средний ремонт 170 км дорог. Продолжится строительство трех развязок в рамках формирования малого транспортного кольца.
Реконструкцию решили продолжить
В семи районах будет реконструировано по одной улице с расширением тротуаров, установкой современной уличной мебели, а также произведен капитальный ремонт пяти и текущий ремонт девяти парков и скверов. В 2019 году будет модернизировано не менее 600 дворов. С 2019 года будет осуществлено декоративно-цветочное и вертикальное озеленение, будут посажены свыше 12 тыс. деревьев и кустарников.
По итогам 10 месяцев 2018 года рост экономики в городе составил 3,2%. Выпуск промышленной продукции увеличился на 2,8%, объем строительства — на 4,7%, ввод жилья — на 21%, инвестиции — на 17,8%. В бюджет города собрано на 13,7% больше налогов, чем за аналогичный период прошлого года, создано почти 30 тыс. новых рабочих мест.
В 2019 году в Алматы в пилотном режиме будет внедрена интегрированная модель предоставления социальных услуг и социальной помощи, сообщил руководитель управления занятости и социальных программ города Мейржан Отыншиев.
На социальные программы из бюджета Алматы в 2018 году было выделено порядка 12 млрд тенге, что на 30% больше показателя 2017 года. Общий охват составил 91 тыс. человек.
Дать людям работу
Одна из главных задач, которая решалась в рамках программы, — содействие занятости населению города.
По словам г-на Отыншиева, на ее реализацию в 2018 году было выделено 5,4 млрд тенге, или на 10% больше, чем в 2017 году.
По техническому профобразованию запущено образование для 5 тыс. выпускников школ, на краткосрочных профессиональных курсах обучаются 1808 человек.
С этого года городские власти впервые стали выдавать гранты до 240,5 тыс. тенге безработным, выдано около 24 млн тенге на безвозмездной и безвозвратной основе.
Одним из условий получения денег является прохождение курсов обучения основам предпринимательства. Правда, показатели оказались более чем скромными, услуга заинтересовала лишь 90 безработных. Однако представители акимата поставили себе в заслугу, что в целом удалось на временной или постоянной основе трудоустроить около 22 тыс. человек, что на 8,5% больше, чем в 2017 году.
Трудности безбарьерной среды
Одна из задач, которая решалась в рамках программы занятости, — это обеспечить работой людей с инвалидностью, на эти цели было выделено 8,1 млн тенге и трудоустроено 60 человек, рассказал Мейржан Отыншиев.
В городе, как выяснилось, проживает порядка 43 тыс. лиц с инвалидностью, поддержку в 2018 году оказали 26 тыс. человек на общую сумму в 4,1 млрд тенге.
В рамках создания безбарьерной среды с 2013 года было паспортизировано 3 тыс. объектов социальной и транспортной инфраструктуры, из них адаптировано 2400 объектов.
До конца 2019 года планируется завершение адаптации оставшихся 600 объектов, сообщил представитель акимата. В 2019 году планируется запуск проекта по проактивному оказанию госуслуг гражданам, впервые признанным инвалидами, на основании «одного электронного заявления».
Иностранцы в гости к нам
Численность иностранных специалистов, работающих по разрешениям в городе, составила порядка 2 тыс. человек в 1090 организациях.
При этом удельный вес квалифицированных кадров составляет 97,9%. Наибольшее количество трудовых мигрантов привлечено в такие отрасли, как торговля (26%), предоставление услуг по добыче нефти и газа (18%), строительство (10%), рассказали в акимате.
«Капитал.kz» попросил активных горожан перечислить наиболее острые, с их точки зрения, проблемы крупнейшего мегаполиса Казахстана. Активист программ по безопасному движению Жанна Ахметова считает, что ключевым вопросом для города остается транспорт и безопасность на дорогах.
По ее словам, правильным оказалось решение отменить запрет на шлагбаумы. Поняв, как тяжело стало людям пройти к собственному подъезду, разрешили их устанавливать. «Жители многоэтажных домов вздохнули облегченно», — считает она.
Также, по ее мнению, важны и инициативы по обеспечению безопасности в городе, такие как установка камер «Сергек». Еще необходима программа распознавания лиц.
Скорость — не главное
Вместе с тем активист считает странным решение акимата поменять скоростной режим на ВОАД и по Аль-Фараби. «Зачем нужно было строить скоростные объездные дороги, а потом снижать там скорость?» — заметила она. Для снижения смертности на дорогах есть другие способы, считает Жанна Ахметова, в частности, надо заняться тотальным контролем технического состояния авто в Алматы. Также нужно ужесточить борьбу с нарушителями, которые ездят без номеров или с подложными номерами, и на постоянной основе вести профилактику нарушений ПДД пешеходами.
Сказать «нет» монополистам
Представитель Общественного совета Алматы Бекнур Кисиков считает позитивной все большую «пешеходизацию» города, а также введение все большего количества маршрутов общественного транспорта и дифференцированного тарифа «Онай», что позволило вывести из тени денежные потоки. Важна инициатива по модернизации рынков и создание карты культурных объектов. «Проблемой остается экология, хотя благодаря внедрению стандартов бензина уровень загрязнения понизился, но это ощутимо только в весенне-летний период, а зимой ситуация сложная», — говорит эксперт.
КСК, которые начали переформатировать, остаются все еще больным вопросом, жителей беспокоит работа монополистов. «Не совсем понятно, как они начисляют тарифы, непонятна суть счетчиков, которые нужно менять. Проблемы есть, и их нужно решать», — заключил Бекнур Кисиков.