В центре внимания:

Средства на поддержку бизнеса нужно просить у акиматов

Средства на поддержку бизнеса нужно просить у акиматов

В стране иссяк финансовый родник господдержки бизнеса. Есть разные программы поддержки и развития предпринимательства, включая самую востребованную из них «Дорожная карта бизнеса-2020», а денег на нее нет.

В прошлом году такая ситуация сложилась в четвертом квартале. Тогда ответственность за поддержку бизнеса переложили на акиматы. В этом году история повторяется, но теперь проблемы возникли уже по истечении первого квартала.

Как обычно, критическая ситуация обнажила много проблем. Предприниматели хотят больше денег за меньшие проценты и более лояльной системы взаимодействия с государством. Банки пытаются удержаться в рамках обслуживания тех клиентов, которых они хорошо изучили. Правительство обещает проявить гибкость и выделить средства в середине лета. В ситуации разбирался «Капитал.kz».

К концу года пересмотрим, а пока пусть выручают акиматы

В начале апреля по регионам разлетелись письма с пометкой «Весьма срочно!!! Важно!!!» Проблему господдержки бизнеса предлагалось обсудить на совещании с участием членов правительства, НПП «Атамекен», «Даму», менеджеров банков и представителей бизнеса.

Сразу обнаружились некоторые разночтения. К примеру, «Даму», комментируя исполнение программы «Дорожная карта бизнеса-2020», указывает на дефицит 15 млрд тенге. У НПП «Атамекен» иная отчетность: «Наши оперативные данные, собранные по регионам, показывают, что дефицит средств наблюдается в 10 областях. Общая потребность в деньгах — 13,3 млрд тенге», — заявила, открывая совещание, Фатима Герфанова, управляющий директор НПП «Атамекен».

С обращением к правительству выступила Юлия Якупбаева, член правления НПП «Атамекен: «Нам нужно понять, как вы планируете: какой-то бюджет выделяется? Есть ли какой-то лимит? Мы должны довести до реализации только действующие проекты, уже «сидящие» в программе, или берем обязательства по новым проектам? И третье: регионы уже должны изыскивать возможности в своих бюджетах? Многие регионы так и сделали в прошлом году — как вести себя в этом году, если уже в начале апреля денег нет?»

За правительство ответил Чингис Ахметов, и. о. директора департамента развития предпринимательства Минэкономики. По его словам, оперативно исправить ситуацию вполне по силам акиматам. «С прошлого года правительство перечисляет средства в трансферты общего характера, в рамках которых акиматы вправе оперативно перебрасывать деньги в зависимости от приоритетов, в том числе и на поддержку бизнеса. Мы очень хорошо знаем и смотрим планирование бюджета на местном уровне. Есть приоритетные вещи: социалка, здравоохранение, а вопросы предпринимательства уходят на второй план, — сказал Чингис Ахметов. — Но по линии АПК много денег выделяется. У акиматов есть возможность посмотреть по приоритетности, где важнее. Примерно 40−50% может быть выделено на поддержку предпринимательства. Если будет второе уточнение бюджета, а оно возможно, то к концу года что-то поменяется. Но пока надо акиматам изыскивать дополнительные резервы».

Как рубят гордиев узел проблем экономики

Дальнейшее обсуждение выявило в системе поддержки бизнеса целый ряд накопившихся проблем. Есть смысл раскрыть их по отдельности друг от друга. Сплетаясь, они создают весьма запутанный гордиев узел проблем казахстанской экономики.

Итак, программа господдержки предпринимателей «Дорожная карта бизнеса-2020» считается успешной. Суть ее не в прямом инвестировании государственных денег в бизнес, а в субсидировании банковских займов, которые берет предприниматель. Предположим, кредит взят по рыночной ставке. В зависимости от сферы, в которой работает предприниматель, государство берет на себя возврат банку от 10% (приоритетная отрасль) до 7% вознаграждения.

Программа началась в 2010 году, всего государство инвестировало в поддержку бизнеса более 173 млрд тенге. В 2017 году объем поддержки составил более 28 млрд тенге.

Куда же делись деньги в этом году? Проблема в высокой рыночной стоимости кредитов, что делает программу господдержки все более востребованной. Разработчики не учли этот фактор и заложили в программу ожидания, сформированные запросом от 2017 года. В итоге на субсидирование в 2018 году выделено 29,7 млрд тенге. Эти деньги покрывают потребности действующих участников проекта, но не удовлетворяют интересы новых — именно им необходимы недостающие 13−15 млрд тенге. Минэкономики считает это признаком «болезни роста» и выражает уверенность, что гибкость самой программы позволит среагировать адекватно и вынести из ситуации важный урок на будущее.

Средства на поддержку бизнеса нужно просить у акиматов

Звучало много вопросов из регионов относительно сроков действия программы ДКБ-2020. В 2015 году участники программы получали право на субсидирование займов на 3 года. В текущем году внесли изменения: теперь участнику гарантируются субсидии в течение 5 лет. Предприниматели беспокоятся, будет ли программа работать и после 2020 года. Как заявили представители Минэкономики, в этом году будут внесены серьезные изменения, программа перестанет быть правительственной и обретет статус государственной. Соответственно, и обязательства, взятые на себя государством в 2020 году, будут актуальны 5 лет.

Рынок тонет рядом с плавающей ставкой

Второй вопрос — плавающая ставка. Эту тему поднимает большинство предпринимателей. По условиям программы ДКБ-2020, изначально субсидировались займы с процентной ставкой не выше 18% годовых, что вполне отражало рыночную картину. Однако в 2017 году ввели новшество: субсидируются займы, ставка по которым не выше 5 процентных пунктов плавающей ставки Нацбанка. Если сейчас ставка Нацбанка составляет 9,25%, то и субсидируемый кредит не должен иметь ставку выше 14,25%. Но где их на рынке взять? И к чему готовиться бизнесу, если Нацбанк планирует поэтапное уменьшение плавающей ставки?

Вот что ответило Минэкономики: это некий посыл для банков. Если они хотят снизить свои риски путем удешевления ставки со стороны государства, то должны пойти навстречу и уменьшить стоимость заимствования для предпринимателя. Впрочем, если тенденция сохранится и проблема изолирует значительный пул предпринимателей от участия в программе ДКБ-2020, позиция государства будет пересмотрена.

Лимиты и льготы обрабатывающей промышленности

А вот что волнует крупный бизнес: этот сектор выделен из программы ДКБ-2020, однако новой обещанной программы представлено не было. Будут ли крупные предприятия, получившие в прошлом одобрение и поддержку ДКБ-2020, продолжать получать субсидии? Ответ правительства на этот вопрос однозначный: да, поддержка таким компаниям будет до конца трехлетнего срока, однако без права пролонгации.

При этом прозвучал упрек в сторону банков, которые с большим удовольствием работают с такими клиентами по привычным лекалам, не беря на себя труд по поиску новых предприятий, нуждающихся в подобной поддержке. Представитель Минэкономики подчеркнул, что в сфере обрабатывающей промышленности в стране работают 140 тыс. предприятий. Для поддержки компаний этого сектора экономики из Нацфонда выделены субсидии на 300 млрд тенге. Лимит кредита — 1 млрд 850 млн тенге под 6% годовых.

Однако серьезного развития обрабатывающего сектора не наблюдается. «За три года поддержку получили едва ли 2000 предприятий. С точки зрения государства это неправильно», — резюмировал представитель Минэкономики. Но есть решение, по которому компании обрабатывающего сектора, получившие льготный кредит и погасившие его часть, могут в случае нужды обращаться за дополнительной кредитной поддержкой на тех же условиях.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

20.04.2018 7:03 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.