СМИ узнали о возможной продаже «яхты Сталина» в Азербайджан
Построенный в 1934 году теплоход «Максим Горький» может быть продан, его эксплуатация стала нерентабельна из-за высокой стоимости. Судно в прошлом называли «яхтой Сталина», но ходили на нем другие партийные лидеры Теплоход «Максим Горький» (Фото: Николай Мошков / ТАСС)
Московское речное пароходство (МРП) намерено продать построенный в 1934 году теплоход «Максим Горький», одним из претендентов на судно является Азербайджанское каспийское морское пароходство. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке и подтверждение гендиректора МРП Константина Анисимова.
С 2014 года судно из-за высокой стоимости эксплуатации используется только как ресторан. МРП намеревается выручить за теплоход около 20 млн руб., утверждают источники газеты. «С учетом того, что компания активно инвестирует в строительство нового флота, субсидировать «Максима Горького» накладно», — заметил Анисимов.
По словам гинедиректора МРП, помимо азербайджанской компании на теплоход претендует администрация Нижнего Новгорода. Для города, по мнению Анисимова, «Максим Горький» — «знаковое судно», поскольку оно построено на местных верфях, а в 2018 году отмечается 150 лет со дня рождения писателя. Интерес Азербайджанского пароходства может быть связан с тем, что в 2018 году компания отмечает 160-летие, и на теплоходе может быть создан музей морского флота, объяснил Анисимов.
Судно было построено на нижегородской верфи «Красное Сормово» в 1934 году по проекту военно-технического отдела ОГПУ НКВД и было предназначено для правительства СССР. Длина теплохода около 69 м, ширина — 13 м. Теплоход мог развивать скорость свыше 30 км/ч.
«Уж кто только не отдыхал на теплоходе в разные времена», — утверждается на сайте Мостурфлота, однако документальных подтверждений тому, что на теплоходе бывал Иосиф Сталин, нет. Тем не менее его называют «яхтой Сталина». Также нет подтверждений о том, что на теплоходе ходил сам Максим Горький.
В разные годы на нем отдыхали советские функционеры и партийные лидеры — Лаврентий Берия, Лазарь Каганович, Анастас Микоян, Григорий Орджоникидзе, Вячеслав Молотов, Никита Хрущев, Леонид Брежнев. В 1950-е годы теплоход уже потерял свое значение и стал обслуживать делегации министерств и ведомств, рабочих и творческих коллективов, возил пассажиров на пляжи в Подмосковье.
В 2003 на теплоходе заменили двигатели, навигационное оборудование и механизмы, отремонтировали корпус и провели реставрацию внутренних помещений.
В администрации Нижнего Новгорода сообщили «Коммерсанту», что не собираются покупать теплоход, обсуждалась возможность переместить судно на набережную Нижнего Новгорода и устроить там музей под открытым небом, но проект не предполагал перехода теплохода в муниципальную собственность.