Сладкая империя Baskin Robbins
Компанию Baskin Robbins основали два двоюродных брата – Ирвин и Бартон. Все начиналось с одного кафе, и со временем мелкий семейный бизнес превратился в франчайзинговую сеть.
Родители Ирвина Роббинса были владельцами маслобойни в городе Такома, штат Калифорния. Из невостребованной продукции они изготовляли мороженое. Сладкий продукт плохо расходился в поставляемые магазины, и тогда они решили открыть свой. В 1930 году Ирвин начал работать в магазине, помогая отцу. Ему нравилась атмосфера, царящая в кафе.
После окончание школы Роббинс поступает в университет на факультет политологии. После его окончания в 1942 году он уходит армию. После армии он отправляется на юг, в город Сан-Хосе, штат Калифорния, где решает открыть магазин мороженого. Имея $6000 сбережений, Ирвин начал искать место. Нашел он его только через месяц, оказавшись случайно в Лос-Анжелесе. Первый магазин был открыт в 1945 году и назывался «Снегирь» (Snowbird Ice Cream).
Ирвин Роббинс предлагал посетителям попробовать 21 сорт мороженого, изготовленного по собственному рецепту. В те времена мороженое в магазинах продавалось массово, и основной упор делался на количестве, а не на качестве продукции. Из-за отсутствия индивидуального подхода к клиенту многие предприятие не выдерживали конкуренции с супермаркетами и закрывались. Ирвину удалось преодолеть эту тенденцию благодаря заботливому отношению к покупателям и созданию в кафе особой атмосферы.
Бизнес пошел вверх, и кафе-мороженое стали появляться одно за другим. После того, как двоюродный брат Роббинса Бартон Баскин вернулся с фронтов Второй мировой войны, он открыл собственное кафе в Пасадене, штат Калифорния, по совету отца Ирвина и назвал его Burton’s («У Бартона»). Ирвин уговорил брата заняться бизнесом вместе. Первое время Ирвин и Бартон работали отдельно друг от друга. В 1948 году у Роббинса и Баскина было уже шесть торговых точек.
Позже браться совместно открыли фабрику по производству мороженого и продавали его только в собственных заведениях. Клиенты начали выстраиваться в большие очереди за мороженым, ведь покупателям предлагали качественный продукт и высокий сервис. Особую роль сыграла атмосфера, царящая в заведениях.
Спрос на продукцию рос, и с ним росло количество магазинов. В 1949 году братьям принадлежало уже 40 точек по продаже мороженого.
Ирвин и Бартон обнаружили, что их оборот возрастал, а доходность уменьшалась. Чтобы сделать предприятие доходным, требовалось личное присутствие владельцев, а оба хозяина большую часть времени проводили в центральном офисе. Бартон Баскин и Ирвин Роббинс поняли, что наемный персонал никогда не будет относиться к делу так, как относится хозяин. Именно тогда они поняли: самый эффективный менеджер – это собственник, и если продать ему кафе, то владельцы сами позаботятся о доходе. Таким образом, братья, сами того не подозревая, в 1953 году основали первую в Америке систему франчайзинга. В этот же год магазины Роббинса Snowbird и Баскина Burtons объединились в единую сеть.
Между тем у Баскина и Роббинса появились свободное время и капитал для расширения ассортимента продукции. Стали появляться вкусы, не имеющие аналогов, например, вкус дыни, тыквенного и черничного пирога. Всего Ирвин и Бартон придумали 31 вкус мороженого.
Со временем небольшой магазинчик превратился в громадную компанию со своими заводами по производству мороженого и десятками тысяч работников. В 70-х годах бренд вышел на международные рынки.
В начале 2000-х здоровье Ирвина Роббинса стало резко ухудшаться, и 5 мая 2008 года он скончался после продолжительной болезни. Злые языки начали активно связывать болезнь Ирвина (диабет) с чрезмерным потреблением мороженого. На момент смерти магнату было 90 лет. Бартон Баскин скоропостижно скончался в 1964 году, и Роббинс единолично возглавлял компанию до своего ухода на покой в 1978 году.
На сегодняшний день более 6700 кафе «Баскин Роббинс» расположены в 54 странах мира. Фирма владеет самым большим количеством ароматических добавок, их более 500. Владельцы изменяют гамму ароматов каждый месяц, но при этом всегда открыты для новшеств.
Несколько интересных фактов
- в 1953 году на логотипе Baskin Robbins появилось число 31. Объяснение этому: 31 день в месяце – 31 новый вкус. «Каждый день новый вкус» – это одна из ключевых идей философии Baskin Robbins;
- свою яхту Ирвин Роббинс назвал «32-й аромат». На его автомобиле красовался номер 31 BR;
- в этот же период появилась легендарная фирменная розовая ложечка. Изначально она выдавалась каждому новому посетителю для бесплатной дегустации мороженого. Со временем эта мелочь стала неотъемлемым культовым сувениром. Например, когда Ирвин Роббинс умер, поклонники бренда предложили проект надгробного памятника отцу-основателю именно в виде огромной фирменной розовой ложки;
- Ирвин Робинс заставлял работников своей сети есть как можно больше мороженого, чтобы не было соблазна воровать;
- американский президент Барак Обама в молодости подрабатывал официантом в кафе Baskin Robbins, здесь прошло и его первое свидание с будущей супругой Мишель;
- компания прислушивается к мнению клиентов и постоянно проводит опросы, ведь самые популярные вкусы были предложены именно покупателями;
- 1996 году в Москве был открыт крупнейший завод в Европе по производству мороженого Baskin Robbins;
- Рэй Крок, который купил у братьев Макнональдов право на открытие ресторанов «Макдональдс», работал продавцом молочного коктейля в одном из магазинов Baskin Robbins. Благодаря полученному опыту Крок превратил обычные закусочные в огромную империю под названием «Макдональдс»;
- начиная с 1945 года под брендом Baskin Robbins выпущено более 1000 различных сортов мороженого!