Сколько у вас кошельков?
При принятии решений в финансовых вопросах люди не думают обо всех имеющихся у них деньгах, как лежащих в одном кошельке. Совсем наоборот – по каждой сфере жизни ведется отдельный баланс, на каждую из них выделяется отдельный бюджет. Такая процедура является примером мышления в узком контексте; и иногда это может привести человека к очень неэффективным решениям.
Узкий и широкий контекст – много кошельков или один?
Даниэль Канеман приводит пример двух спортивных фанатов, один из которых купил билет на матч любимой команды, а другому он достался в подарок. Теперь представьте, что стало известно, что во время матча будет идти проливной дождь. Кто из этих фанатов с большей вероятностью все-таки поедет на матч?
В точки зрения рациональных экономических агентов, не имеет значения, как именно человеку достался билет – за деньги или в подарок; важно только то, что билет у него есть. Но жизненный опыт подсказывает, что заплативший за билет пойдет на матч, а получивший билет «на халяву» останется дома.
Такое отклонение от рациональности легко объяснить в терминах отдельных «воображаемых» кошельков. Если первый фанат не пойдет на матч, то он получит отрицательный баланс на счете «Матч любимой команды», ведь деньги заплачены, а эмоционального удовольствия не получено. Второй фанат, если пропустит матч, останется с нулевым балансом – он ничего не потратил и ничего не получил.
Моральное удовольствие или прибыль?
Мышление в терминах отдельных бюджетов по разным позициям приводит к одной из распространенных ошибок в трейдинге. Если трейдер рассматривает каждую позицию изолировано, то при анализе своего портфеля он смотрит на каждую акцию по отдельности. Поэтому больше вероятность, что он продаст бумаги, по которым есть прибыль; а бумаги, по которым сейчас убыток, он оставит в портфеле.
Такое поведение противоречит одному из главных правил биржевой торговли – «режь убытки, давай прибыли расти». Получается, что фокусируясь на отдельных ментальных счетах (соответствующих каждой из акций), трейдер не учитывает ситуацию в целом – что важна не прибыль в какой-то конкретной сделке, а прибыль в торговле вообще.