Шутки кончились: как бывший клоун зарабатывает на обучающих шоу
Андрей Фартушный научился совмещать две роли: как режиссер он ставит спектакли для детей, как бизнесмен – зарабатывает на продаже билетов. В 2017 году детские шоу принесли ему 19 млн руб. чистой прибыли Андрей Фартушный (Фото: Олег Яковлев / РБК)
Андрей Фартушный начал свое дело, работая клоуном-аниматором на днях рождениях и корпоративах. Он не скрывает, что заняться этим его заставила нужда. В 2008 году студент третьего курса Кемеровского государственного института культуры Фартушный перевелся в Санкт-Петербургский государственный институт культуры (кафедра режиссуры и актёрского искусства эстрады), а чуть позже стал подрабатывать, чтобы свести концы с концами.
Внезапно работа аниматора оказалась прибыльным делом — спрос на услуги клоуна-одиночки был высоким. А актер придумал, как превратить ремесло в доходный бизнес — Фартушный стал ставить образовательные шоу для широкой публики.
Клоун Типо ищет путь
«Мне нужны были деньги и у меня был костюм клоуна. Я обзвонил 150 агентств, предлагая услуги аниматора, но только одно согласилось со мной работать», — вспоминает Андрей Фартушный. Услуга оказалась востребованной — в пик сезона перед новым 2009-м годом его новый герой, клоун Типо, зарабатывал до $7 тыс. в месяц.
Часть доходов Фартушный инвестировал в пошив новых костюмов. Знакомая швея сшила костюмы «Маски», как у Джима Керри, и «Джека Воробья» Джонни Депа — за 4 тыс. руб. каждый. «Мы все сделали качественно: Джеку Воробью приделали бороду, аккуратно расшили бусинами одежду. И это был единственный на тот момент Джек Воробей в Санкт-Петербурге», — говорит предприниматель.
В сентябре 2009 года клоуна Типо пригласили на детский день рождения в частный дом. Начавшийся в полдень праздник неожиданно затянулся. Имениннице настолько нравилось играть с клоуном, что домой он вернулся только поздно вечером. Зато гонорар превысил зарплату жены Юлии за месяц — на тот момент она трудилась продавцом-консультантом в магазине нижнего белья. После этого супруга уволилась и они вместе решили развивать семейный бизнес. Юлия тоже стала работать аниматором.
В конце 2009 года клоун Типо решил выйти на новый рынок и поработать на корпоративе для взрослых. «Я и мой напарник изображали звезд. Но одна женщина почему-то разрыдалась. Остальные сидели с каменными лицами», — вспоминает Фартушный. Стало ясно, что взрослые — не его аудитория. Сосредоточиться надо на развлечении детей.
В начале 2010 года супруги отказались от услуг агентств-посредников, создали группы в соцсетях, сделали сайт. «Чаще всего о нас узнавали по сарафанному радио. Оно и сейчас основной канал продвижения. Когда ты работаешь хорошо — людям все нравится, они рассказывают о тебе знакомым», — объясняет Фартушный. Когда предприниматели-аниматоры перестали справлялся с числом заказов, пришлось нанять третьего актера — Дениса Боженова. У него был собственный автомобиль, на котором он мог ездить на праздники. Боженов и сейчас играет профессора в спектакле Фартушного «Мечты, меняющие мир».
Первое шоу комом
Средний чек на анимацию в начале 2010-х составлял 7,5 тыс. руб. Три тысячи рублей стоила полуторачасовая работа аниматора, остальные услуги — аквагрим, мыльные пузыри, фокусы, «лабораторию лизунов», аква-тату, «энергетическую лабораторию», детскую дискотеку и др. — клиенты оплачивали отдельно.,>
В конце 2012 года предприниматель снова перестал справляться с объемом заявок. Когда их число перевалило за сотню в месяц, а месячная выручка достигла 500 тыс. руб., Фартушный открыл офис. Предприниматель нанял еще одного актера — это был его однокурсник — и менеджера, который отвечал за звонки и пошив костюмов. А главное — он придумал как масштабировать бизнес аниматоров. Фартушный решил организовать собственное шоу для широкой аудитории «Новогодняя алхимия». Он подсчитал: костюмы, реквизит и актеры у него уже есть, нужно только соединить все номера («Мыльные пузыри», «Научное шоу», «Роботы» и др.) в один спектакль. А если соберется зал, то можно за неделю заработать столько же, сколько аниматоры за месяц.
Фото: из личного архива
Оставалось найти подходящую сцену. Через знакомых предприниматель снял помещение в доме культуры Выборгского района Санкт-Петербурга. Аренда зала была невысокой — 5 тыс. руб. за один спектакль. При этом он вмещал 150 человек. Воодушевленный Фартушный запланировал отыграть в зимние каникулы 2013-2014 годов16 спектаклей — по два в течение 8 дней и уже готовился к аншлагу. Но за две недели до премьеры выяснил, что из 1000 билетов продано только 100. Привычные инструменты продвижения — сайт и соцсети — не сработали.
В спешке он нанял рекламное агентство, которое разместило региональную рекламу на канале Disney и разместило афиши рядом с восемью станциями метро и в лифтах жилых домов. На рекламную кампанию он потратил 500 тыс. руб. из собственных накоплений. После чего жители Санкт-Петербурга начали скупать билеты, но заработать на первом шоу Фартушному так не удалось — он с трудом вышел в ноль.
«У нас не было планов и стратегий, мы не вели финансовый учет, все делали на коленке, а выручку за месяц писали ручкой на календаре», — вспоминает Андрей Фартушный. Баланс артисты-предприниматели сводили лишь раз в квартал, когда приходило время отчитаться в налоговой.
Сбывшаяся мечта
После неудачи первого шоу артист стал изучать рекламу и маркетинг на тренингах в сообществе предпринимателей «Бизнес квартира», а в октябре 2014 года поставил новое «Алхимик шоу» в театре «Плоды просвещения». После заранее запущенной рекламной кампании представление собрало полные залы и успешно шло четыре раза в год в течение двух лет.
Фото: из личного архива
В начале 2015 года Фартушный придумал новое шоу «Мечты, меняющие мир» и поставил его на сцене театра «Лицедеи». По словам предпринимателя, на сей раз он не просто соединил все наработанные номера, но еще и добавил сквозной сюжет. К этой постановке Андрей Фартушный подошел уже как маркетолог, а не только режиссер. За 70 тыс. руб. маркетинговое агентство Zolle провело для него исследование и выяснило, что волнует современных родителей, за какие шоу они готовы отдавать деньги. Выяснилось, что родители хотят детей не просто развлечь, но и чему-то научить, чтобы они выросли успешными и образованными людьми с задатками лидеров. И готовы за это платить.
Успех и дети
Сюжет спектакля «Мечты, меняющие мир» состоит из десяти коротких рассказов об известных личностях (Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Архимед, Никола Тесла и др.). Авторы попытались в нескучной форме рассказать об их детских мечтах — рассказы о людях чередуются с яркими и шумными опытами: актеры на сцене экспериментируют с лазером, заставляют роботов танцевать, устраивают взрывы, запускают мыльные пузыри и стреляют из «дымных» пушек. Театральное действие сопровождает популярная музыка. В заключении артисты выводят формулу, с помощью которой ребенок может стать успешным взрослым: он должен мечтать, верить в свою мечту, ставить цель, действовать и тогда обязательно получит результат.Шоу чем-то напоминает популярные бизнес-тренинги про то, как достичь успеха, для взрослых, но при этом рассчитано на детей в возрасте от 4 до до 15 лет. Авторы шоу утверждают, что оно основано на понятии Edutainment (education — «образование» и entertainment — «развлечение») — форме образовательного процесса с элементами развлечения, игры или методик, в которых отсутствует принуждение.
Постановка пользовалась спросом и окрыленный успехом Фартушный в декабре 2015 года организовал еще одно шоу — «Мечты, меняющие мир-2» — на этот раз танцевальное. Андрей и его жена Юлия мечтали заработать денег и купить квартиру. Супруги инвестировали в новый проект 2,5 млн рублей. Они сняли в Санкт-Петербурге ночной клуб «Космонавт», наняли 20 аниматоров, приобрели 500 кг бумаги для того, чтобы рассыпать ее по залу во время детской дискотеки, заготовили 1000 подарков, — «набор успешного ребенка»: карта желаний, блокнот, ручка и леденец. Однако пять из двадцати заявленных шоу пришлось отменить, так как билеты почти не продавались, а заполняемость зала была низкой — всего 20%. Хотя, по словам предпринимателей, для того, чтобы шоу принесло минимальную прибыль, заполняемость зала должна быть 50%. «Квартиру мы так и не купили», — улыбается Юлия Фартушная. Как выяснил Фартушный, танцевальный формат не понравился жителям культурной столицы. На спрос повлияли сильные морозы и карантин, который как раз объявили в городе из-за вспышки гриппа.
Несмотря на провал танцевального шоу по итогам 2015 года выручка проекта достигла 7 млн руб., а чистая прибыль — 1,4 млн руб. Половину доходов приносили представления, половину — частные заказы на аниматоров.
Андрей Фартушный (Фото: Олег Яковлев / РБК)
В Москву
Андрей Фартушный не раз задумывался о том, чтобы поставить шоу в Москве. Если в Санкт-Петербурге билет на детское шоу в среднем стоит 700 руб., то в Москве — в два раза больше. При этом расходы примерно одинаковые, подсчитал предприниматель.
Поэтому в 2016 году Фартушные решили перебраться в столицу. Инвестиции на организацию шоу и аренду театральной сцены пришлось собирать по крупицам. Сначала они заняли 3 млн руб. под 10% в месяц у знакомого. А потом пошли по друзьям и родственникам, сняли деньги с кредитных карт и вложили собственные накопления. В итоге собрали 4,7 млн руб.
Бывший клоун играл по-крупному — на сей раз он решил открыть постоянно действующий детский театр, где шоу идет по два раза каждый день. От сервиса аниматоров решили отказаться вовсе. Фартушный начал подыскивать театральную площадку, обзванивая владельцев подходящих помещений. Но большинство из них запрашивали астрономические суммы, например, театр Todes хотел получить 300 тыс. руб. за один день. Через несколько недель поисков цирк «Аквамарин» в Кунцево согласился сдать пустую малую сцену за 500 тыс. руб. в месяц. Отдав месячный задаток, остальную часть инвестиций Фартушный вложил в обустройство: купил сценическое оборудование, новые декорации и новые костюмы, а еще снял жилье для артистов (сейчас в труппе работает 8 человек, а всего в компании — около 40 сотрудников). Весь август 2016 года шло оформление сцены. Премьера состоялась в сентябре.
Зрители так быстро раскупали билеты, что уже через три месяца предпринимателям удалось рассчитаться с долгами. С сентября 2016 года по весну 2017 года театр «ТиПо» заработал 50 млн руб. выручки, отыграв 280 спектаклей «Мечты, меняющие мир». Сейчас идет второй сезон — Фартушные рассчитывают, что он принесет в 1,5 раза больше выручки.
Прошлым летом Фартушный прошел курс обучения в сообществе «Бизнес молодость». В рамках учебы нужно было поставить цель и достичь ее. Предпринимателю давно нравилась площадка ВДНХ и он решил любыми способами найти там еще одну сцену. Предприниматель долго обивал пороги менеджеров ВДНХ, но на нужный контакт вышел только через знакомого. Ему предложили сделать патриотическое шоу в 57 павильоне совместно с проектом «Россия — моя история».
Фото: из личного архива
Фартушный согласился — предпринимателю пришлось только переписать основной сценарий шоу, место известных иностранцев заняли соотечественники: Михаил Ломоносов, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев и др. Шоу стартовало в сентябре 2017 года. Фартушный не раскрывает условий сотрудничества с ВДНХ, но говорит, что зарабатывает сейчас на показах примерно одинаково: зал 57-го павильона, рассчитанный на 200 мест, обычно заполняется на 70%, а зал, рассчитанный на 280 зрителей в Кунцево, на 40-50%.
В общей сложности за 2017 год компания бывшего клоуна Типо продала 60 тыс. билетов на 300 спектаклей. Выручка превысила 70 млн руб., а прибыль 19 млн руб. В 2018 году Фартушный рассчитывает расширить тематику представлений. Он хочет сделать шоу для детей до 7 лет, в котором будет рассказывать, что такое театр. Сейчас театр «ТиПо» ведет переговоры с «Филармонией» в Олимпийской деревне. Там будет меньше Edutainment, зато «живая» классическая музыка. Это будет уже третья площадка, закрывать предыдущие две предприниматель не планирует, пока есть спрос.
Андрей Фартушный иногда ностальгирует по временам, когда работал клоуном-аниматором и надеется когда-нибудь поставить собственный моно-спектакль. «Но только если на этом спектакле можно будет заработать», — подчеркивает предприниматель.
Взгляд со стороны:
«Посетил один раз — хватит эмоций на несколько лет»
Николай Ганайлюк, основатель проекта «Научное шоу профессора Николя»
«Рынок научных шоу развивается, но уже не так быстро, как четыре-пять лет назад. Это похоже на то, что случилось с рынком квестов. Сначала был бум, а потом спрос упал и рост замедлился. Остались крупные игроки, а мелкие не выдержали конкуренции и ушли с рынка.
Отечественный рынок небольшой — около 550 млн руб. в год. Примерно 50% приходится на выездных игроков, остальное — у компаний, которые продают билеты и организуют шоу. Наша выручка в прошлом году — 150 млн руб. Крупных игроков в России немного — около десяти, а мелких — еще несколько десятков.
Выручка проекта «Мечты, меняющие мир» говорит о том, что предприниматель может собирать кассу. Основной поток клиентов — большой, но это и риск: чтобы удержать лояльную аудиторию, нужно постоянно придумывать что-то новое. Это похоже на рынок мюзиклов: один раз сходил, а потом про мюзикл забыли, надо ставить новый, чтобы зритель вернулся.
Ключевой вопрос — сможет ли предприниматель, находясь в нише научных шоу постоянно отыскивать новую интересную тему, которая привлечет зрителя? Скорее всего, ему придется уходить в смежную тему. Иначе получится как с зоопарком: все вы любим ходить туда, но делаем это редко. Посетил один раз — хватит эмоций на несколько лет. Перед нами тоже стоит такая проблема. Мы, например, придумываем, по 18 программ в год. Возможно, коллегам стоит рассмотреть гастрольную систему или создать франшизу в других городах».
«Обычный театр и прибыль — вещи несовместимые»
Юрий Алесин, художественный руководитель театра «Снарк»
«Драматический театр — это низкомаржинальный бизнес, заработать на постановках очень трудно. Я бы даже сказал, что обычный театр и прибыль — вещи несовместимые. При этом ниша театральных шоу или уличных мероприятий растет. И это то, на чем как раз можно зарабатывать. От государства не стоит ждать преференций: сейчас для частных театров ничего подобного нет.
Такие проекты, как «Мечты, меняющие мир», возможно масштабировать, но в том случае, если его создатели готовы к стилистическим рывкам, могут быстро менять содержание, подстраиваться под зрителя. И насколько дальше ты, как театральный режиссер, идешь навстречу шоу, тем больше денег за это получаешь. Например, Cirque du soleil — идеальный пример популярного шоу, которое приносит миллионы. Но такие постановки — это просто приятно и интересно, глубокого смысла, как в классическом театре, здесь не будет никогда.
Наш театр «Снарк» существует пять лет. В репертуаре — 12 спектаклей, больше, чем у других частных театров. При этом наша прибыль — 100 тыс. руб. в месяц. Большие сцены нам не по карману, а единственный крупный театр, где мы показываем спектакли, это «Центр имени Вс. Мейерхольда». Мы ставим спектакли в небольших помещениях, на малых сценах — можем даже выступить в квартире».