Санкции США против Ирана ударят по рынку нефти
Решение США ввести санкции против Ирана, как ожидается, приведет к падению поставок иранской нефти на мировой рынок, резко снизит желание крупных мировых корпораций вести бизнес с этой страной и оставит Тегеран без заказанных им европейских и американских самолетов, сообщает Интерфакс-Казахстан.
Министр финансов Стивен Мнучин заявил, что в связи с введением санкций против Ирана покупателям дается время до ноября (то есть 180 дней) для полного прекращения закупок нефти у Тегерана. США, сказал он, могут в дальнейшем дать послабления отдельным странам, которые резко сократят импорт нефти из Ирана, однако как конкретно могут выглядеть эти послабления, пока не ясно.
Британия не планирует выходить из ядерной сделки с Ираном
США ввели своим решением запрет на покупку иранской нефти для американских физических и юридических лиц. Фактически же ограничения будут действовать для всех иностранных компаний, которые осуществляют сделки в американских долларах, используют американские банки или имеют бизнес в США. Напоминанием о связанных с этим рисках является штраф в 9 млрд долларов, наложенный США несколько лет назад на французский банк BNP Paribas за нарушения режима санкций в отношении ряда стран, в том числе Ирана.
«Целью является введение и поддержание максимально возможных санкций против Ирана», — заявил Стивен Мнучин.
«Первым результатом станет фактическое замораживание торговли с Ираном, — сказал Financial Times высокопоставленный представитель одной из нефтяных компаний. — Мы все работаем через европейские банки, которые не захотят теперь, даже если бы мы и захотели это сделать, предоставлять какое-либо финансирование для торговых операций с Ираном».
В то же время, в отличие от ситуации до 2015 года, когда было подписано соглашение с Ираном, сейчас санкции США являются односторонними, ЕС, Китай и Россия их не поддержали, поэтому в точности их последствия для Тегерана предсказать сложно.
Франция, в частности, будет пытаться вступить в диалог с США для получения изъятий для своих компаний, ведущих бизнес в Иране, пишет The New York Times.
По данным The Wall Street Journal, крупнейшим покупателем иранской нефти является Китай, который покупает примерно четверть ее поставок, и он вряд ли снизит ее закупки. В Европе большие партии иранской нефти покупали Total, Royal Dutch Shell и другие крупные компании, и им, учитывая высокую зависимость их бизнеса от США, придется переключиться на других поставщиков. Саудовская Аравия заявила, что готова сама увеличить поставки нефти, а также проведет переговоры с другими странами-экспортерами сырья, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке. На Иран приходится около 3% предложения на мировом нефтяном рынке.
Действия США создают высокие риски и для компаний других отраслей. Что касается крупных банков, то крупные кредитные организации и до решения Вашингтона о выходе из соглашения с Ираном не пытались вернуться в Иран, пишет Financial Times. В то же время ряд европейских финансовых организаций искали возможности для расширения бизнеса на иранском рынке.
Мировые лидеры разочарованы выходом Трампа из ядерной сделки с Ираном
Сильно будут затронуты интересы Boeing Co. и Airbus SE, которые заключили с 2015 года контракты на 40 млрд долларов на поставку самолетов. Airbus успел к настоящему моменту поставить 3 из заказанных Ираном 100 лайнеров, Boeing — ни одного, пишет The Wall Street Journal. Мнучин заявил, что разрешения на поставку Ирану самолетов будут отозваны.
Соглашения с иранскими партнерами заключили также европейские автопроизводители Daimler и PSA Peugeot Citroen. Германский Siemens подписал контракт о поставке локомотивов. Французская Total начала разведку газа на иранском шельфе.
В целом экспорт стран Евросоюза в Иран вырос в прошлом году на треть до 10,8 млрд евро, пишет The New York Times.
Во вторник Дональд Трамп объявил о том, что США выходят из сделки с Ираном и намерены восстановить санкции в отношении Тегерана.