В центре внимания:

Рынок, растущий на сотни процентов в год

Рынок, растущий на сотни процентов в год

Новая транспортная реальность Алматы сделала очевидным запрос рынка на альтернативные виды транспорта. Все больше горожан делают выбор в пользу электросамокатов, которые сильно потеснили традиционные велосипеды. «Капитал.kz» изучил тенденцию и обнаружил, что вложения в этот сегмент гарантируют прибыль (рынок электрического транспорта растет на сотни процентов ежегодно), подметил ожидаемые тенденции ближайших лет и узнал причины, по которым первый казахстанский стартап по шейрингу электросамокатов не собирается развиваться в стране.

Львиная доля поставок самокатов — из Китая

Рынок электросамокатов переживает взрывной рост, констатирует Жамиля Кадырова, исполняющая обязанности директора маркетинговой компании ТОО «Kazdata». По ее данным, в 2014 году в страну ввезли электротранспорта (включая сегвеи, мопеды, гироскутеры и самокаты и исключая электромобили) на $553,7 тыс. В 2015 году — на $1,217 млн, а в 2017-м — почти на $7,5 млн. При этом, отмечает Жамиля Кадырова, в Россию в 2016 году было ввезено аналогичного товара на $6,4 млн.

За три первых месяца текущего года, констатирует Жамиля Кадырова, электротранспорта в Казахстан было ввезено на $975 тыс., что почти на треть превышает аналогичный показатель 2017 года. Поставщик номер один — Китай, оттуда в 2017 году ввезено 182 506 единиц электротранспорта. Далее по степени уменьшения влияния расположились производители России, Тайваня, США и Нидерландов.

Электросамокаты неизбежно будут вытеснены электровелосипедами

По словам Андрея Горлача, категорийного менеджера ТОО «Vendor», емкость и покупательская активность в стране таковы, что рынок электротранспорта не требует каких-либо маркетинговых исследований: риски практически отсутствуют. ТОО «Vendor» — официальный дистрибьютор Xiaomi, одного из крупнейших мировых производителей электросамокатов и одного из пяти основных поставщиков электротранспорта в Казахстан.

Андрей Горлач констатирует ежегодный рост продаж этого товара на сотни процентов в год. Первые 100 электросамокатов компания Vendor привезла в 2014 году и продала их в один день. В прошлом году рост продаж составил 300%, но у некоторых коллег рост был и в 500−600%. Конкретных цифр Андрей Горлач старается избегать, однако указал, что в следующем году компания ожидает увеличения продаж на 7 тыс. единиц.

По словам Андрея Горлача, пятерка компаний — официальных дистрибьюторов производителей электросамокатов — обеспечивает 70% всего рынка этого товара. 30% занимают поставщики «серой» несертифицированной продукции. Андрей Горлач считает, что рост продаж электросамокатов в ближайшее время сохранится, однако доли участников будут прогнозируемо падать за счет прихода в этот безрисковый сегмент все большего числа игроков.

Собеседник «Капитал.kz» отмечает взрывной рост качественных характеристик электросамокатов. Поэтому официальные дистрибьюторы смело дают на них годовую гарантию, хотя производитель со своей стороны никаких гарантий не обеспечивает. По словам Андрея Горлача, при надлежащем уходе электросамокат в состоянии отработать три годовых цикла. При этом некоторые клиенты умудряются накатать до тысячи километров в месяц в условиях города.

В топе востребованности электросамокаты продержатся не более трех ближайших лет, считает Андрей Горлач. На рынке их неизбежно потеснят новые разработки, гораздо более миниатюрные, например, роликовые электроплатформы. Экспериментальные образцы этого товара уже выпущены и опробуются. Ролики можно будет носить в сумке или рюкзаке, а при необходимости вставать на них и передвигаться по городу. Примерная ожидаемая цена этого товара в Казахстане составит 85−100 тыс. тенге.

Также, говорит вендор, большой интерес у потребителей неизбежно вызовут новые модели электровелосипедов. Они становятся все более компактными, практичными и доступными по цене — вероятно, их цена не будет превышать нынешний ценник на электросамокаты. К тому же концепция велотранспорта, подразумевающая умеренную физическую активность, больше отвечает запросам казахстанцев, считает Андрей Горлач.

Двухколесная казахстанская Arba ориентируется на рынки Азии и Европы

Любопытно, что такая рыночная ниша, как прокат и шейринг электросамокатов, не привлекает особенного внимания предпринимателей в Казахстане. Причина тому очевидна — высокие риски угона транспорта. Изучая эту часть темы, «Капитал.kz» столкнулся с рядом примеров, когда организованные в начале минувшего лета точки проката по этой причине не смогли дожить до осени.

Неудивительно, что первый казахстанский стартап по шейрингу электросамокатов Arba планирует лишь отработать в Алматы практическую модель своей работы, после чего перевести бизнес в Юго-Восточную Азию и Европу. Лазиз Назаров, организатор стартапа Arba, признался, что боится полноценно развивать свой бизнес в Казахстане. Здесь нет качественной инфраструктуры, главное же препятствие — менталитет, жертвой которого уже стала система велошейринга Ofo.

Свой проект Лазиз Назаров развивает как систему доступа к свободным самокатам в любой точке города, то есть самокаты не будут привязаны к станциям. Найти транспорт будет возможно с помощью карты в мобильном приложении Arba. Активировать его можно с помощью QR-кода. Стоимость поездки будет складываться из фиксированной платы и ежеминутной: примерно 150 тенге плюс 35 тенге за минуту поездки. Итоговая плата, вероятно, будет вполне сопоставима с оплатой услуг такси, однако Лазиз Назаров утверждает, что его исследование показало готовность горожан к подобным тратам. На случай попытки угона предусмотрена тройная защита: включение сигнализации, блокировка двигателя самоката и GPS-трекер, который укажет местонахождение самоката на карте.

Идея организации такого бизнеса пришла в голову Лазизу Назарову год назад, когда в мире не было ни одного подобного примера. Сейчас подобные услуги становятся привычными во всем мире, причем практика покатывает, что вандализм и хищения минимальны и не оказывают существенного влияния на норму прибыли.

Приложение Arba практически готово, но пока не выкладывается для общего доступа. Осталось отработать связь между программой и самокатами, через сервер управление вполне надежное. После этого Лазиз Назаров потратит $20 тыс. на приобретение 35 электросамокатов, которые оснастит блоками безопасности, изготовленными по спецзаказу в Китае, и откроет шейринг на локальной территории, например, в городском парке. После подтверждения всех гипотез и устранения возможных недостатков проект будет масштабирован в Сингапуре с последующим расширением по странам Юго-Восточной Азии и в Лондоне — откуда расширится на всю Европу.

Лазиз Назаров считает, что сможет предложить рынку условия, которые выгодно выделят его на фоне других подобных проектов. Сейчас, к примеру, он полагает, что главным преимуществом проекта Arba станет качество обслуживания самокатов. Стартапер не намерен по примеру коллег отдавать эту функцию в аутсорсинг, компания будет заниматься этим сама и более тщательно.

По оценке Лазиза Назарова, мировой рынок электросамокатов в 2017 году составил $650 млн — притом что в общей доле электротранспорта они сейчас занимают 8%. В 2024 году, считает Лазиз Назаров, доля электросамокатов достигнет 14%. Предприниматель уверен, что три года спустя он сможет заработать первый миллион долларов.

Рынок, растущий на сотни процентов в год

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

12.09.2018 6:12 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.