Рынок детского питания в Казахстане сжимается три года подряд
Компания Nielsen, проведя аудит данных по таким категориям в индустрии детского питания, как детские соки, сухое/вязкое детское питание и смеси, поделилась результатами с «Капитал.kz».
«Индустрия детского питания падает в последние три года в объемах (в указанных выше категориях, — ред.). Больше всех потеряли в продажах детские смеси и сухое детское питание. Но нужно отметить, что рынок в 2017 году улучшил свои показатели по сравнению с 2016 годом», — комментирует Амина Калимова, менеджер по продажам и обслуживанию клиентов Nielsen.
Прошлый год, по данным компании, несмотря на незначительное падение в объемах (-0,5%), индустрия имеет прирост в денежном выражении (+2%) и в продажах в штуках (+0,8%).
«Повышение продаж в штуках и падение в объемах говорит о снижении среднего веса упаковки. Мы оцениваем это снижение в среднем на 1,3%, но при этом видим растущую цену в индустрии. Иными словами, покупатель платит почти те же деньги за продукт, который стал меньше в объемах в упаковке», — делает вывод Амина Калимова.
Резкое снижение продаж скорее было характерным для 2016 года (по сравнению с 2015 годом). Продажи в деньгах тогда упали на 1,1%, в объемах — на 10,5% и в штуках — на 7,2%. Причиной столь резкого падения индустрии стала кризисная волна, которая одинаково повлияла на потребителей, которые уменьшили спрос на 7,1%, и на производителей, которые увеличили среднюю цену (на 10% по сравнению с 2015 годом).
Кто лидирует?
Основными игроками на рынке детского питания в денежном выражении являются Nestle, Nutricia, Pepsico, Progress и Humana. Nestle занимает почти половину рынка — около 43%. «Но, несмотря на лидирующие позиции, Nestle теряет долю по продажам», — комментируют в Nielsen.
Второй по продажам идет Nutricia с долей 17,6% в 2017 году. При этом за последние три года Nutricia потеряла около 7 п.п. в доле рынка. Такая же негативная тенденция наблюдается у игроков Progress и Humana. А замыкающий тройку лидеров Pepsico является единственным игроком, который не только повысил долю на рынке в деньгах (+3 п.п.), но и значительно улучшил продажи — порядка 29% за последний год. «Основной успех Pepsico заключается в хорошей представленности в растущей категории «вязкое детское питание», — поясняет Амина Калимова.
Перспективные категории для производителей
После чувствительной инфляции в 2016 году продажи детских смесей и сухого детского питания ежегодно снижаются. Остальные категории, а именно детские соки и вязкое детское питание, куда входят детское пюре и вязкие каши, в продажах показывают позитивный растущий тренд. «Предполагается, что переход на более мягкие упаковки дал категории вязкого детского питания возможность развиваться. Такая упаковка очень удобна при потреблении продукта вне дома и значительно дешевле, чем привычная нам стеклянная упаковка», — говорит эксперт из Nielsen.
Активные новички
За последние три года на рынке появились три новых игрока: Urbis international marketing — в сухом детском питании с брендом Baby sitter, Мaspex wadowice group poland — в жидком детском питании с брендом Tedi baby и Nurture — также в жидком детском питании с брендом Happy baby.
«Несмотря на маленькую долю на рынке, эти игроки показывают стремительный рост в продажах», — говорит Амина Калимова.
Основным местным растущим игроком является «Амиран». «Надо оценить, что наш отечественный производитель попадает в топ-10 игроков в последние три года. Преимущественный прирост „Амирана“ наблюдается в категории „вязкое детское питание“. Он также является единственным производителем в этой категории, кто упаковывает свой продукт в пластмассовые чашки (cup mono)», — рассказала эксперт Nielsen.