Разработчики Greenet хотят защитить детей от «плохого» контента
Казбек Ракишев, исполнительный директор компании, разработавшей сервис Greenet, говорит, что сервис основан на принципиально ином принципе работы — фильтрует контент с помощью морфологического анализа. И это отличает его, например, от антивирусных программ, где фильтрация происходит по принципу «плохой-хороший». В перспективе создатель сервиса видит возможности его применения пользователями не только в семьях, но и в бизнесе и государственных органах — для ограничения доступа работников и служащих к аналогичному контенту на рабочем месте.
Как сервис ищет неправильный контент
«На рынке есть решения, которые работают в сфере защиты детей от нежелательного контента. Например, „Родительский контроль“ от „Казахтелекома“, также есть антивирусные программы, которые предусматривают возможность фильтрации. Но большинство продуктов, те же антивирусы, например, — это иностранные разработки. У нас отечественная разработка, и таких решений на рынке Казахстана нет», — поясняет Казбек Ракишев.
Продукт использует 7 механизмов фильтрации: фильтрация по категориям, безопасный поиск, белые и черные списки, блокировка контекстной рекламы, запрет загрузки определенных видов файлов, антивирусная проверка трафика на базе технологии DCI, морфологический анализ. Морфологический анализ — ключевое отличие решения Greenet от других. «Наше решение ищет вредный контент о наркотиках, порнографии, терроризме, азартных играх, призывы к суициду по ключевым. Если контент какого-то сайта содержит, например, слова „наркотик“ или „убить себя“, то наш сервис его блокирует», — говорит разработчик. Преимущество в том, что с помощью морфологического анализа блокируется 99% сайтов с опасной информацией.
Соцсети поддаются морфологическому анализу
Принцип черно-белых списков, по которому работают другие решения, предполагает поиск не конкретных слов, а сайтов, который определяются ботами, как «плохие» или «хорошие» и, в зависимости от этого блокируются или не блокируются. Так формируются черно-белые списки. И они пополнятся все новыми и новыми сайтами, которые появляются каждый день.
«Но, возьмите, например, одну из социальных сетей. Да, это социальная сеть, но внутри есть „плохой“ сегмент — есть группы, в которых пропагандируется то, о чем мы говорим. И решения, работающие на основе черно-белых списков, не могут их блокировать, потому что это социальная сеть. В нашем случае, если ребенок или кто-то вообще захочет зайти в эту группу в соцсети, он не сможет это сделать», — поясняет собеседник. По его словам, сервис блокирует также доступ к «плохому» контенту новостных ресурсов, хотя специфика информации на таких ресурсах, как правило, иная.
Программа работает как губка
Greenet — программное решение. Его разработка заняла 2 года: столь длительный срок объясняется самой сутью морфологического анализа — необходимостью составить базу ключевых слов и сайтов. На разработку потребовалось 15−20 млн тенге. Это недорого в сравнении с созданием масштабных программ, которые могут стоить миллионы долларов.
«Мы загружаем программу в модем, настраиваем модем под наш продут. Запрос пользователя в интернет проходит через наш сервер, данные фильтруются. То есть мы работаем как губка», — говорит Казбек Ракишев.
Для домашнего пользования может быть подключено неограниченное количество устройств. Кроме того, родители получают уведомление через СМС или Telegram, если ребенок ищет в интернете «плохой» контент.
И бизнес, и госорганы — в планах
Сейчас компания, помимо частных пользователей, предлагает сервис учебным заведениям — в школах есть интернет-классы, во многих работает вай-фай. В настоящее время 50 школ в Алматы уже подключились. «Все средние учебные заведения используют сервисы фильтрации. Мы предложили более выгодную цену подписки. Ходили по школам, разговаривали с руководством, приходили на родительские собрания, объясняли актуальность проблемы и находили понимание со стороны родителей и учителей», — рассказывает собеседник. В планах — работать с управлением образования города.
Также сервис будет предлагаться в сегментах B2B и B2G. «Мы можем установить программу на модемы в организациях и государственных органах, чтобы сотрудники и госслужащие, условно, не смотрели порнофильмы на работе и вообще не искали „плохой“ контент», — говорит Казбек Ракишев.
Поскольку изначально идея разработать программу и предлагать сервис фильтрации интернета появилась для защиты детей в Сети, компания-разработчик ориентировалась на семьи. Именно такие пользователи должны составить большую часть клиентов. Но тем не менее и с бизнесом, и с госорганами компания планирует продвигаться, сейчас как раз тестирует гипотезы. Задачу подключить госорганы облегчит, как ожидают разработчики, то, что отечественным компаниям — поставщикам услуг отдается предпочтение на тендерах, а других местных разработчиков такого софта в Казахстане нет.
Конечно, для бизнеса и госорганов будут предлагаться пакетные решения (в зависимости от количества устройств, например), соответственно, цена будет другой. Сейчас же абонентская плата составляет 1 тыс. тенге в месяц.
В планах Казбека Ракишева — 50 тыс. подключений на территории Казахстана в течение полутора лет.