В центре внимания:

Производители мебели хотят большей доли рынка

Производители мебели хотят большей доли рынка

Общий объем госзаказа мебельщикам в Казахстане, по разным оценкам, может достигать 25 млрд тенге ежегодно. Еще в прошлом году премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев одним из главных направлений работы объявил наведение порядка в системе госзаказа. По его мнению, правительство должно обеспечить размещение работ на отечественных предприятиях. Как обстоят дела год спустя, «Капитал.kz» разбирался на примере мебельной отрасли.

Игорь Проценко — вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК.&nbspЕго компания Tornadoplus базируется в очень удобном с точки зрения логистики районе Алматы и занимает весьма приличную площадь. Здесь оборудованы несколько цехов, обеспечивающих полный цикл производства офисной мебели.

Игорь Проценко говорит, что расти компаниям в мебельном сегменте очень трудно. Производство жестко структурировано, если компания специализируется, например, на офисной мебели, она не может перестроить производственную линию в угоду рынку на создание кухонной мебели.

«Ровно год назад я рассказывал о состоянии дел в отрасли на совещании с участием Бакытжана Сагинтаева, — говорит Игорь Проценко. — Когда я сказал, что наши компании осваивают примерно треть контрактов от всего государственного заказа, премьер-министр поинтересовался его общей суммой. Кто-то из чиновников доложил, что в целом государство в мебельном сегменте размещает заказы на 9 млрд тенге. Я усомнился, и премьер-министр меня поддержал, заметив, что реальная цифра наверняка в разы больше. По моей оценке, она может достигать 25 млрд тенге. И хотя за этим последовало распоряжение главы государства свести данные в одну ведомость, чтобы понимать весь объем, не помню, чтобы эта работа была выполнена».

Госзаказ, стань он более доступен отечественному производителю, придал бы импульс его развитию. Государственные деньги помогли бы предпринимателям добиться большей локализации производства: дорасти до производства фурнитуры и других комплектующих, которые сейчас приходится импортировать. В этом суть идеи «экономики простых вещей» главы правительства.

После того совещания прошел год. Значительно улучшилась ситуация для предприятий легкой промышленности. Они получили госзаказ на общую сумму 8 млрд тенге. А у мебельщиков, признается Игорь Проценко, — без перемен.

Это заставило Ассоциацию предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности развернуть острую полемику в социальных сетях, что вынесло проблему в более широкое общественное поле. В итоге было экстренно запланировано и на прошлой неделе состоялось республиканское совещание с участием руководства Национальной палаты предпринимателей Казахстана и ассоциации.

Участие в этом совещании позволило «Капитал.kz» значительно расширить представления об условиях, в которых работает мебельный рынок страны. Например, нет точных данных, сколько компаний занято производством мебели в Казахстане. Всего в отрасли зарегистрировано 1215 предприятий, работают примерно 800, платят налоги — 340.

В РК не существует госоргана, который сертифицировал бы производимую мебель по всем параметрам, включая безопасность. Так же как нет и уполномоченного органа, который был бы обязан регулировать накапливающиеся в отрасли противоречия и конфликты.

А их накоплено немало: согласно закону, мелкий производитель, ютящийся буквально в гараже, и крупная производственная компания равны в правах. «Небрежно отрегулированное законодательство позволяет продолжать размещать крупные заказы не у производителей, а у импортеров мебели. Ситуация дошла до абсурда: пакет документов, обеспечивающий право участия в государственном тендере, можно заказать и купить по цене в 25−40 тыс. тенге через интернет. С доставкой!» — отметил представитель отрасли, пожелавший остаться неназванным.

За минувший год правительство последовательно предложило целый ряд документов, которые могли бы изолировать от рынка госзаказа недобросовестных производителей и просто импортеров. Сначала это был так называемый стандарт ПКО — предварительного квалификационного отбора. Потом появилась идея внедрения ТТС — типовой технической специализации, — характеризующей производственные возможности предприятия. Все они, как и действовавший в отрасли морально устаревший сертификат происхождения товара СТ-KZ, были забракованы Антимонопольным комитетом.

Какие же остаются перспективы?

В резюмирующей части совещания участники сошлись на том, что стоило бы брать пример с России, где производители сами ведут активную «санитарную зачистку» своего рынка. Например, в условия тендеров для производителей прописывают положения, автоматически отсекающие импортеров и «серые» компании. НПП Казахстана начинает работу над созданием электронного реестра, в котором производители могли бы заявлять о себе и своих возможностях — но лишь на добровольных началах. Также продолжится работа по внедрению типовой технической специализации.

Принципиальный вопрос: сколько средств госзаказа осваиваются вне поля отечественного производителя, — остался без точной оценки.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

21.11.2017 5:57 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.