Президент поручил правительству снизить нагрузку на учителей
Условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности, которые они сдают контролирующим структурам. Об этом на августовской конференции «Образование и наука» заявил президент Казахстана Касым- Жомарт Токаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Показательный пример: проведенная в 2018 году сертификация, в результате которой 35% педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень (по сертификации. - Ред.). Правильная идея оценки уровня подготовки учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко. Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. При негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку оценки влияют на рейтинг школы», - считает он.
Президент подчеркнул необходимость системы оценки, но поручил подходить к этому вопросу взвешенно и объективно.
«Тем более следует исключить давление на педагогов. Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образованно. Поручаю правительству принять срочные кардинальные меры по решению указанных проблем», - заключил он.
Также президент считает, что правительству следует детально изучить вопрос стоимости грантов, их адекватности современным реалиям.
«Министерству образования РК необходимо пересмотреть требования и нормативы, предъявляемые к вузам. Например, требования к соотношению численности студентов к преподавателям. Вузы вынуждены искусственно раздувать штат, Ограничивать инвестиции в качественное повышение учебного процесса», - отметил он.
Касым-Жомарт Токаев считает, что на сегодня более актуальным вопросом является востребованность выпускника на рынке труда. «Для повышения востребованности выпускников нужно обеспечить высокое качество образования в вузах. Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации», - заключил он.
Президент также поручил правительству принять все меры, в том числе законодательные, чтобы обеспечить высокое качество дошкольного обучения и воспитания.
«Детский суицид. Это трагедия для всех нас. Нужно серьезно задуматься, почем дети идут на такой шаг. Формирование твердых жизненных установок является, по сути, базовым критерием качества воспитательного процесса. Наша общая задача – формирование нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей и умением преодолевать жизненные неурядицы. По-другому никак нельзя. Как известно, жизнь прожить – не поле перейти», - отметил он.
Также он добавил, что необходимо прививать детям экологичное сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы.
«Педагогам нужно продвигать эти ценности на всех ступенях образования и во всех образовательных учреждениях, в том числе частных. В негосударственных дошкольных организациях зачастую воспитательно-образовательный процесс практически отсутствует, воспитатели не всегда руководствуются требованиями государственного общеобразовательного стандарта. Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержанию в ненадлежащих условиях», - произнес президент.