В центре внимания:

Появятся ли в Казахстане «аэротрополисы»?

Появятся ли в Казахстане «аэротрополисы»?

В некоторых терминалах США специально обученные собаки помогают пассажирам справиться со стрессом перед полетом. Терапия собаками также есть и в Мумбайском аэропорту. А американский аэропорт Цинциннати, расположенный в Северном Кентукки, порадует мини-лошадками, которые помогают снизить уровень тревоги перед рейсом. Сегодня аэропорт — это не просто место обеспечения передвижений по миру, а полноценный город — транспортный хаб, где можно удовлетворить самые разные потребности — от шопинга до релакса.

В аэропортах Парижа Орли и Шарль-де-Голль представлены ведущие модные бренды. Драгоценное время в прекрасном городе можно потратить на посещение достопримечательностей и при этом не лишать себя возможности шопинга в мировой столице моды. Управляющей компанией Paris Aéroport заключены договоры с ведущими модными брендами. Пассажиры могут побаловать себя не только шопингом, но и знаменитыми французскими парфюмерией и кухней. Если раньше акцент делался на прибыль от перелетов, то сейчас процесс получения дивидендов меняется в сторону качественного обслуживания пассажиров, это своего рода город в городе.

Для аэропорта также важно, чтобы в очереди было как можно меньше людей, и в этот момент они находились в зонах отдыха. А комфорт, удобство и различные маркетинговые фишки для привлечения клиентов все активнее используются в авиаотрасли.

Например, пассажиры из Северной Америки чаще находятся в зоне А5, и по историческим данным понятно, что они предпочитают покупать аксессуары. Это позволяет увеличить продажи аксессуаров и сделает более удовлетворенными пассажиров из Северной Америки.

Используя гибкую систему, московский аэропорт Шереметьево ввел карты лояльности, где разные бренды и услуги объединены в один проект. Помимо скидок в кафе и отелях, дисконта в магазинах беспошлинной торговли, карта позволяет бесплатно заходить в бизнес-залы и оставлять машину на парковке.

Современные аэротрополисы

В последнее время тема неавиационного дохода получила логическое развитие в концепции аэротрополиса, автором которой является профессор Университета Северной Каролины Джон Касарда.

По его мнению, современные городские аэропорты имеют потенциал превращения в настоящие мини-города — аэротрополисы. Концепция такова, что аэропорты становятся крупнейшими центрами скопления населения и бизнеса, как в прошлых веках были морские порты и железнодорожные узлы.

Аэротрополис — это то, во что трансформируются крупнейшие аэропорты во всем мире, создавая вокруг себя бизнес-парки, логистические и индустриальные центры, промышленные территории, узловые станции и вокзалы, торговые комплексы, технологические, информационные и коммуникационные центры, становясь ядром всей этой инфраструктуры.

К слову, примеры аэротрополисов в мире уже есть. Это Лас-Колинас в штате Техас, «Южная ось» (Zuidas) в Амстердаме, бизнес-округ Songdo в Южной Корее, «Панатрополис» в Панаме.

Глядя на такие успехи международных аэропортов, казахстанским воздушным гаваням есть куда стремиться.

По оценкам зарубежных специалистов, неавиационная деятельность является важнейшей статьей доходов для большинства аэропортов мира. Она составляет в среднем 15−20% в структуре доходов аэропортов, а в отдельных случаях достигает 30−40%. При этом прибыль от такой деятельности может составить до 60−70% от общей прибыли аэропорта.

В Казахстане доля от этой деятельности значительно ниже, что во многом связано с тем, что в нашей стране получению неавиационных доходов долгое время не придавалось должного значения. Но, находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан имеет все шансы стать транспортным хабом по аналогии с ОАЭ.

В АО «Международный аэропорт Астана» «Капитал.kz» рассказали, что до недавнего времени доходы от неавиационной деятельности не превышали 5% от общего оборота.

«Теперь это изменилось, и мы наращиваем возможности получения доходов с довольно низкой базы», — рассказывают в аэропорту Астаны. Неавиационные доходы столичного аэропорта включают в себя не только кафе, рестораны и магазины, но и строительство, парковку, гостиничные услуги и вообще все те услуги, которые пользуются спросом не только у прибывающих и выезжающих пассажиров, но и у сопровождающих лиц.

«Следует отметить, что аэропорты по всему миру собирают неавиационные доходы, превышающие 40% от общего оборота, и что некоторые аэропорты в своем развитии в настоящее время движутся к модели аэротрополиса. В Казахстане, и в Астане в особенности, нам предстоит пройти долгий путь, но маршрут определен. Мы не ставим перед собой задачу довести долю неавиационных доходов до какого-либо конкретного уровня, но надеемся на весьма существенное увеличение такого типа доходов в будущем», — комментируют в МАА.

Компенсация неудобств

Возможно, в условиях глобализации, когда мы находимся в постоянном передвижении по миру, город-аэропорт — это еще одна ступень развития, и здесь большую роль играет внедрение инновационных технологий. Ожидание рейса в связи с задержками благодаря новым технологиям не приносит больших неудобств.

Допустим, полет в Токио был отложен на 45 минут и номер выхода на посадку изменен. Первоначально это звучит как плохая новость для путешественника, однако персонализированные предложения и скидки помогут легко скоротать время в бутике и быть своеобразной формой компенсации.

Розничные магазины могут рассматривать это как шанс использовать пострадавших путешественников в качестве источников дополнительной прибыли. Подобные действия возможны благодаря интеллектуальным алгоритмам анализа данных.

Пока путешественники проводят время за приятным шопингом, в аэропорту ни на минуту не останавливается работа погрузчиков, автобусов, трапов и аэродромных тягачей. Транспортные средства взаимосвязаны, и решение позволяет отслеживать на карте и анализировать в режиме реального времени их местоположение, их статус, перемещения и любые проблемы, связанные с безопасностью.

Технологии на службе аэропортов

При постоянном росте пассажирского потока некоторые аэропорты не просто строят новые терминалы, а создают совершенно новый сервис, который позволяет путешественникам незаметно для самих себя проходить досмотр. Так, уже скоро в международном аэропорту Дубая на контрольно-пропускных пунктах появятся «виртуальные аквариумы», оснащенные камерами для распознавания лиц пассажиров. Вроде бы люди просто любуются морскими ландшафтами и изображением виртуальных жителей, а в это же время камеры сканируют лица, и на выходе из тоннеля пассажир получает пожелание счастливого пути или видит предупреждающий красный сигнал. Такая система позволит уменьшить очереди при прохождении досмотра, усилит безопасность и развлечет путешественников.

Еще одна составляющая современных аэропортов — умные парковки. Аэропорт Генуи может похвастаться таким проектом. Любой может получить информацию о занятых, свободных парковочных местах в режиме реального времени. Также есть возможность бронирования мест на определенное время. Такая система работает на основе сценария интернета вещей платформы для умного города Plat.One от SAP.

Авиация в ОАЭ также использует подобные технологии. Информация о полетах в режиме реального времени на Smart-доске позволяет исключить очереди и полезна как пассажирам, так и персоналу аэропорта. По всему миру такие решения сохранили авиакомпаниям 64% времени незапланированного простоя по организационно-техническим вопросам и увеличили операционную маржу на 76%.

Благодаря данным телеметрии можно анализировать доступность и шаблоны использования техники, оператор понимает, где находится техника, в какое время нужно быть у выхода на посадку и собирает оптимальный парк техники для обслуживания рейса. Администраторы могут выявлять потенциальные проблемы и в кратчайшие сроки предпринимать действия по их устранению.

В аэропорту Астаны откроют капсульный отель

В этом году столичный аэропорт завершил проект по реконструкции пассажирского терминала, что позволило увеличить пропускную способность более чем в 2 раза. Соответственно, увеличилось и поле деятельности аэропорта в развитии коммерческой деятельности. «По нашему мнению, столичный аэропорт вполне может называться умным аэропортом. В первом квартале 2018 года в международном пассажирском терминале планируется запуск капсульного отеля. Это уникальный проект для аэропортов республики. Капсульный отель представляет собой помещение со специально оборудованными высокотехнологичными капсулами для обеспечения максимально комфортного отдыха пассажиров. Мы планируем сделать аренду капсул почасовой и доступной по цене», — сказали в столичной авиагавани.

Сегодня аэропорты давно перестали быть местом прилета и отлета. Понимая это, руководство аэрогаваней превращают их в бизнес-структуры, создавая комфорт и удобства. Из удобств в Астане в терминале предусмотрены офисные зоны с компьютерами и Wi-Fi, туалетные зоны с душевыми кабинками, шесть различных зон с креслами и сиденьями, а весь верхний этаж терминала будет отдан под ресторанную зону.

Вместе с тем пассажиры видят не только плюсы и долгоиграющие перспективы астанинского аэропорта, но и существующие недочеты и неудобства.

«Нужно переходить из одного терминала в другой или добираться до паркинга. Любой иностранец, путешествующий через Астану в регион, должен выйти, растаможиться и переходить с багажом в соседнее здание. А скоро зима со всеми сорокаградусными прелестями и метелями. Или мы будем как во Франкфурте, монорельс пускать между соседними терминалами?» — спрашивает один из пользователей социальной сети (орфография и пунктуация автора сохранены).

Появится ли в будущем аэротрополис в Алматы, узнать не удалось. В Международном аэропорту Алматы на запрос издания не ответили.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

05.12.2017 6:27 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.