Паркоматы Алматы модернизируют
Предполагается, что «в скором будущем» паркоматы будут выдавать сдачу через зачисление остатка средств на баланс мобильного телефона. Об этом на пресс-конференции в Алматы заявил глава компании «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«У нас очень много проблем с тем, что паркоматы не выдают сдачи. Эта проблема есть, мы ее не скрываем. Паркоматы принимают денежные знаки большего образца, к примеру, 200−500 тенге, хотя автомобилист может простоять на парковке всего час. Эта ситуация тоже вызывает определенные нарекания. Но нужно понимать, что сама система паркомата отличается от банкоматов. Если же в паркоматах внедрять функцию „выдача сдачи“, то естественно, паркоматы будут потреблять больше энергии, чем сейчас. То есть нам придется паркоматы чуть ли не везде ставить, а это чревато. Во-первых, может появиться вандализм, ведь в паркоматах должна будет находиться определенная денежная масса (для выдачи сдачи — Ред.). Впрочем, в мировой практике уже есть решение. К примеру, наша техническая служба в настоящий момент работает над паркоматами, которые бы выдавали сдачу. Думаю, что в скором времени мы сделаем так, чтобы остаток средств зачислялся на баланс мобильного телефона. Мы провели опрос, и мнение общественности схоже с нашим основным посылом — чтобы остаток денег за парковку переходил на сотовый телефон», — отметил Марат Принбеков.
Он также пояснил, какие именно аппараты вышли из строя во время сильных морозов. «В 2018 году в зимний периоду нас около 27 паркоматов зависали, выходили из строя, подмерзала видеокарта. Это речь идет о европейских паркоматах. В паркоматах российской сборки видеокарта работала. Порядка 40 минут у нас уходило на приведение в соответствие паркоматов, замену аккумуляторов, прогревание видеокарты и так далее», — заметил Марат Принбеков.
Система платных парковок пока не окупается
Как отметили в «Алматы спецтехпаркинг сервис», при запуске паркоматов летом 2016 года в проект платных парковок было инвестировано 1,3 млрд тенге, в том числе в 2017 году было вложено 711 млн тенге. «В прошлом году за счет налогов от проекта платных парковок бюджет Алматы пополнился на 269 млн тенге», — заметил Марат Принбеков.
Также он уточнил, что деятельность «Алматы спецтехпаркинг сервис» пока не окупается. К слову, в настоящее время в компании работает 150 человек.
«Инвестированные средства пока не окупились. Сейчас получается так, что те деньги, которые мы собираем за счет паркоматов, расходуются на зарплату, поддержание работы паркоматов, инспектирование. Надеемся, что в этом году, когда количество парковочных мест вырастет с 10 тыс. до 15 тыс. мы станем получать прибыль. Наши расходы не покрывают доходы, мы находимся в точке безубыточности, не в убытке», — сообщил Марат Принбеков.
При этом он подчеркивает, что плотность паркоматов в Алматы достаточно высока. И это, как считает Марат Принбеков, влияет на окупаемость.
«Практика показывает, что в европейских странах на 120 машиномест мест приходится 1 паркомат, в Москве на 90 машиномест на 1 паркомат. Сейчас в Москве вообще ликвидируются терминалы, парковка оплачивается через мобильное приложение и смс. И сегодня, в этом мегаполисе почти 80% населения пользуется мобильными приложением при оплате за парковку. В Алматы — только 2% автолюбителей оплачивают за парковку таким способом. Около Зеленого базара на 1 паркомат приходится 30 машиномест, в среднем по городу — 55−60 машиномест на 1 паркомат», — отметил Марат Принбеков.
Где могут подешеветь парковки?
«В мире существует такая практика, когда при заполняемости парковки выше 80% возникает необходимость увеличения платы за парковку. Это делается для того, чтобы к этой зоне был постоянный доступ автовладельцев. Если же парковочная зона заполняется на менее чем 50%, то автоматически происходит снижение цен за парковку. Буквально перед (новогодними — Ред.) праздниками очень большой шквал вопросов к нам поступал именно по парковкам в зоне Зеленого базара. То есть автовладельцы не могли припарковаться в этой зоне… Так вот, ежедневно в наш колл-центр поступает около 1 тыс. телефонных звонков, которые касаются повышение платы за парковочные места в оживленных районах города, чтобы парковка стала менее заполненной. Или поступают звонки с просьбой внедрить услугу бронирования парковочного места за определенную плату. Звонки с такими просьбами составляют менее 1% от всех поступающих к нам звонков. Сейчас мы прорабатываем вопрос (по дифференциации цены за парковку — Ред.). Повторюсь, цена на парковку, скорее всего, может вырасти только в зонах наибольшего скопления людей (и машин — Ред.). Но не везде, это точно. Повторюсь, в более свободных парковочных зонах, которые менее загружены машинами, тариф за парковку будет падать», — отметил Марат Принбеков.
«Почему 50 тенге, а не 20 тенге?»: как сформировалась цена за парковку?
На пресс-конференции один из журналистов задал вопрос «Почему минимальный тариф за парковку составил именно 50 тенге, а не, к примеру, 20 тенге?» В «Алматы спецтехпаркинг сервис» прокомментировали этот вопрос. «Изначально, когда проектировался проект платных парковок в Алматы и просчитывалась его окупаемость, минимальный тариф за парковку был обозначен порядка 500 тенге в час. Но, глава города Алматы с учетом нынешней ситуации порекомендовал, решил по иному, — постепенно повышать тариф. То есть, чтобы на третий год после внедрения проекта при достижении определенного количества машиномест на парковках цена за парковку снизилась бы до 100 тенге. То есть, рекомендация была начать именно с тарифа в 100 тенге. Но, в принципе, эта система оплаты за парковку, которая стартует от 100 тенге, удобна с точки зрения окупаемости проекта. 100 тенге — это монета, то есть это удобно. В итоге был выбран оптимальный вариант, после изучения мирового опыта. Мы применяем паркоматы последнего поколения, таких паркоматов нет на улицах Парижа, Лондона. Там работают паркоматы 70-х, 80-х, 90-х годов, они не модернизированы», — сообщил Марат Принбеков.
О «жилеточниках»
«Проблема с „жилеточниками“, которые берут плату за парковку наличными, существует именно в центральной части города Алматы. Сейчас „жилеточников“ намного меньше. Мы как оператор платных парковок не можем напрямую влиять на такие ситуации с платными парковками, наводить порядок могут только представители полиции. В тоже время с нашей стороны поступают определенные заявления по этому поводу, полиция принимает определенные меры. Повторюсь, сейчас мы сталкиваемся только с единичными случаями работы „жилеточников“, их деятельность в настоящий момент не структурирована. Есть автовладельцы, которые веря вот этим „жилеточникам“, у которых на жилетах даже написан реальный номер нашей компании, платят им. К примеру, обращаются к „жилеточникам“, просят присмотреть в течение пяти дней на время командировки за своей машиной и оплачивают за парковку „на руки“. После таким автовладельцам приходят бешеные счета за парковку. Хотел бы предупредить горожан, чтобы они не платили никаким „жилеточникам“. Наши инспектора денег не берут, за это они несут административную ответственность», — заметил Марат Принбеков.
О штрафах
Как пояснили в «Алматы спецтехпаркинг сервис», в 2017 году штрафы за уклонение от оплаты парковок составили 128 млн тенге. «Почти 37% штрафов оплачиваются, остальные „висят“ незакрытыми. От 3−5% автовладельцев ошибочно вводят другие номера машин при оплате штрафов. К примеру, путают „н“ с английской „H“. Такие ошибки при разборе ситуации мы аннулируем. В нашу компанию не поступает какой-то процент от штрафов за парковку, штрафы идут в бюджет города», — отметил Марат Принбеков.
Напомним, стоимость парковки в Алматы составляет от 50 тенге в зависимости от времени парковки. Оплата производится через паркоматы. В случае неуплаты за стоянку на платных парковках водителю грозит штраф в размере 5 МРП.
Средства за парковку поступают в компанию «СпецТехПаркинг Сервис». Как подчеркивал ранее руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Максут Исахов, «СпецТехПаркинг Сервис» является оператором платных парковок Алматы, на 30% принадлежит акимату, на 70% - частному инвестору. «Но это не значит, что алматинские водители платят на сторону. Частный владелец 70%-ной доли уже вложил в развитие системы платных парковок 1,3 млрд тенге, по планам общая сумма вложений составит 10 млрд тенге», — рассказал он в октябре.
Он также подчеркивал, что город не вкладывает в компанию ни одного тенге, но получает доход от своей 30%-ной доли, к тому же оператор платных парковок платит налоги — это около 190 млн тенге.