От Центра к Востоку: кто и как строит стратегическую дорогу
По программе модернизации транспортной инфраструктуры в Казахстане до 2020 года будет построено и реконструировано более 7 тысяч километров автодорог. Одно из ключевых направлений — транспортный коридор «Центр-Восток». Трасса пройдет по линии Астана-Павлодар-Калбатау-Усть-Каменогорск. Работы на участках этого проекта ведутся с 2011 года и завершатся в 2019-м. Новая дорога будет отвечать требованиям безопасности и соответствовать параметрам I и II технических категорий благодаря расширению проезжей части.
Проект «Центр — Восток» соединит Астану с восточными регионами. Это имеет огромный экономический потенциал: привлечение транзитных грузов, рост экспорта отечественных товаров, развитие туризма. На данный момент уже введено в эксплуатацию 230 км дорог. Еще 240 км начнут функционировать до конца текущего года. В целом протяженность коридора составляет 1016 км. Одной из ключевых компаний, осуществляющей дорожные работы на всем его протяжении, является BI Road Construction. С 2012 года ее дивизионы «АБК-Автодор НС» и «Казахдорстрой» сдают участки новых путей, которые стали неотъемлемой частью регионального и республиканского транзита. В качестве примера можно назвать проект западного обхода города Павлодара. Здесь дивизионы BI Road Construction построили 26,6 км четырехполосной асфальтобетонной дороги первой категории с тремя путепроводами, шестнадцатью железобетонными трубами и тремя транспортными развязками по типу «клеверный лист» и «труба».
В портфолио компании еще более уникальный проект — мостовой переход через реку Иртыш, который стал самым длинным в Центральной Азии. Строительство началось в 2013 г. и завершено в 2016 г. Через пойму реки, где вообще не было дорог, строители BI Road Construction проложили 12,3 км четырехполосной автодороги. Из них 3,2 км — эстакадная часть, поднятая над землей. Для создания перехода было использовано (с учетом арматуры) 117 тыс. тонн металла и 150 тыс. кубических метров бетона. В работе приняли участие около 1200 человек, 700 из которых — жители Павлодара и Павлодарской области. Такой подход к подбору персонала объясняется тем, что BI Group позиционирует себя как отечественная компания, заинтересованная в развитии местных предприятий. Поэтому, при строительстве моста использованы материалы павлодарских производителей. Благодаря этому, принять участие в проекте смогли более 100 предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, BI Group организовала производство бетона и асфальта непосредственно на территории области.
Новый мост позволил сократить путь для грузоперевозок более чем на 40 км. Более того, через него могут проехать и автопоезда со скоростью до 120 км в час.
В настоящее время команды ТОО «АБК-Автодор НС» и ТОО «Казахдорстрой» работают на ключевых участках трасс Астана-Павлодар и Павлодар-Семей. Строительство этих дорог завершится в 2018 году. После этого на трассе Астана-Павлодар грузо- и пассажиропоток, по расчётам Министерства Национальной экономики, увеличится как минимум в 2,5 раза.
С учетом уже сданных в прошлые годы участков, BI Group реализует порядка 300 км дорог коридора «Центр-Восток».
"Центр-Восток" имеет большое значение для экономики и укрепления сотрудничества с Россией. Общая протяженность границы Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей с Алтайским краем РФ превышает 840 км. Приграничными являются 12 районов Алтайского края, на территории которых находится 11 пунктов пропуска (7 автомобильных и 4 железнодорожных). Между этими регионами действуют соглашения о сотрудничестве: с акиматами Восточно-Казахстанской (от 7 сентября 2010 года) и Павлодарской (от 19 сентября 2012 года) областей.
Доля Казахстана в общем объеме товарооборота Алтайского края России составляет более 30%. По данным Сибирского таможенного управления, товарооборот с Казахстаном за первое полугодие 2017 г. составил $176 990 000. За год рост составил 47%. Из Алтайского края в Казахстан экспортируют древесину и изделия из нее, котельное оборудование и его части, пищевые продукты, шины и покрышки, железнодорожные вагоны, сельскохозяйственную технику, арматуру для трубопроводов, пластмассу и изделия из них, лекарственные средства.
Коридор «Центр-Восток» поможет нарастить товарооборот. Кроме того, позволит развить придорожный сервис, который в некоторых населённых пунктах находится в плачевном состоянии. Здесь надо особо подчеркнуть, что в проекте предусмотрено строительство не привычных придорожных кафе, а качественных сервисных комплексов, в которых можно будет отдохнуть, поесть и принять душ.
Один из таких комплексов «АБК-Автодор НС» строит «под ключ» на проекте «Павлодар-Семей, 507−541 км». На площади в 37 800 квадратных метров в поселке Акку расположатся 4-хэтажная гостиница с кафе, теплый бокс для стоянки автомобилей, СТО. Уже установлена 32-метровая труба котельной, ведется гидроизоляция и прокладка инженерных сетей. Летом строители вышли «с земли» на 3 метра, а это значит, что в ближайшее время будут возведены и сами здания.
Подводя итог, можно перечислить основные преимущества проекта «Центр-Восток». Строительство трассы позволит создать дополнительные рабочие места, улучшить качество жизни населения через развитие создание рабочих мест, развитие предпринимательства на объектах придорожного сервиса. В свою очередь, повышение технической категории дорог даст возможность значительно сократить аварийность, повысить комфортабельность проезда, а с повышением скоростного режима сократить сроки доставки транзитных грузов.