В центре внимания:

Особенности грузоперевозок по-казахстански

Особенности грузоперевозок по-казахстански

Половину топ-менеджмента международных компаний составляют женщины. По подсчетам специалистов, компании, которыми управляют казахстанские бизнес-леди, формируют около 40% ВВП страны, что является достаточно хорошим показателем. В число этих предприятий входит ТОО «Экспресс-груз», генеральным директором которого является Айгуль Сактаганова. О том, почему, будучи юристом по образованию, она решила заняться нетипичным для женщины бизнесом в сфере перевозок и почему ей комфортнее работать в мужской команде, Айгуль рассказала в интервью корреспонденту «Капитал.kz»
— Айгуль, сложился стереотип, что женщине проще открыть салоны красоты, магазин, кондитерскую, ресторан или швейное производство. Почему вы выбрали именно перевозку грузов?

— Вот здесь я с вами не соглашусь, потому что женщинам любой вид деятельности не чужд. Они сейчас присутствуют во всех сферах бизнеса. Женщины по своей природе дисциплинированнее и ответственнее мужчин, лучше выполняют работу.

— И все же вы по образованию юрист и, насколько мне известно, работали нотариусом, и вдруг грузоперевозки.

— Мне очень нравится техника, и где-то внутри сидит тяга именно к транспорту. В семье я самая старшая, у меня четверо братьев. Наверное, потому, что приходилось общаться с мальчишками, которые грезили техникой, мне нравится работать с мужчинами, нравится их склад характера.

А ресторанов и салонов красоты уже столько, что там нет ничего нового. Поэтому мне в данную сферу уже ничего не привнести, остается только копировать. Это не интересно. В моем бизнесе постоянно живое общение с людьми. Я самостоятельно изучила 1С-бухгалтерию, как юрист сама составляю договоры и теперь хорошо разбираюсь в погрузке, температурных режимах, например, для перевозки продуктов питания. Это все очень важно и интересно.

— Как вы пришли к созданию крупнейшей в Западном Казахстане компании по грузоперевозкам?

— До грузовых перевозок, с 2002 года мы с мужем занимались пассажирскими. У меня было три новых ГАЗели, которые ездили по городскому маршруту. Сначала я создала ИП, а потом в 2008-м году открыла ТОО «Экспресс-груз». Но мне пришлось выйти из нотариальной палаты, так как по закону нотариусам нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.

— Страшно было начинать новый для себя бизнес?

— Знаете, мне все давалось легко, поэтому страха не было. Главное, поставить цель и методично добиваться ее. Для покупки первого микроавтобуса в начале 2002 года я взяла кредит – 900 тыс. тенге. За год его выплатила. На покупку второго взяла 450 тыс. тенге и добавила уже собственные средства, третью ГАЗель купила за свой счет. Работали без выходных и, бывало, зарабатывали только на выплату по кредиту. Причем я была кондуктором на одной маршрутке, а муж водителем на другой. Третью ГАЗель сдавали в аренду.

— Как появилась транспортная компания «Экспресс-груз»?

— Сначала купили первую фуру, со временем еще три. Если ГАЗели мы брали новые, то большегрузные авто, конечно же, б/у по $40-50 тыс. в зависимости от состояния. С нуля брать такие машины – очень дорогое удовольствие. Они стоят $100 тыс. и больше. На первых порах муж собирал консолидированный груз из Алматы, затем освоили еще одно направление – Костанай. Супруг был и грузчиком, и экспедитором. Это сейчас у меня компания со штатом обученных грузчиков и водителей, кладовщиков и приемосдатчиков. Теперь наши фуры с грузом курсируют в сторону Нур-Султана, Алматы, Костаная, Петропавловска, Кокшетау и других городов Казахстана. Транспортная компания перевозит как консолидированный груз, так и по индивидуальному заказу. Осуществляем грузоперевозки в Турцию, Китай и Россию.

— Сколько сейчас большегрузных автомобилей в вашем парке?

— 4 своих и 80 берем в аренду – это Renault, Scania и другие. Есть рефрижераторы. Многие водители и арендодатели со мной работают уже более 10 лет.

— Есть ли у вас конкуренты?

— В 2005 году мы стали первой транспортной компанией в регионе. Сейчас на местном рынке появилось порядка десяти подобных предприятий, но они гораздо меньше моего, да и опыт работы поменьше будет. Моей компании они не конкуренты. Если у меня 40-45 машин в месяц уходит, остальные грузоперевозчики на всех 20 фур собирают. Разве это конкуренты?

К тому же мы сами мониторим рынок, поэтому можем предложить свои услуги по приемлемым ценам, к каждому клиенту индивидуальный подход. У нас уже наработана большая клиентская база. Даже несмотря на постоянные скачки цен на топливо, мы стараемся это сглаживать в своих тарифах и не допускать их повышения.

— Какие подводные камни существуют в вашем бизнесе?

— Любой бизнес сопряжен с рисками. Но мы полностью несем ответственность за груз, который доставляем от отправителя до дверей получателя, причем без его страхования. Несколько лет назад на маршруте сгорела фура, и я за полгода компенсировала владельцам груза убыток в размере 38 млн тенге. По тем временам это было приблизительно $320 тыс. Мы арендуем одни и те же машины, со стороны очень редко привлекаем, потому что очень много мошенников. У меня есть знакомые, которые загрузили в Оренбурге две фуры стирального порошка, и все – больше не видели ни товара, ни этих фур, пропадали норковые шубы. Представьте, какие это деньги.

— То есть доверяй, но проверяй?

— Правильно, машины надо проверять. А то смотришь: техпаспорт в порядке, номер автомашины соответствует. Потом оказывается, что это все фиктивные документы на поддельный номер. Клиенты груз сдали, а весь спрос с меня, потому что им все равно, кто непосредственный перевозчик.

— Какие вы могли бы выделить основные принципы ведения бизнеса?

— Не укради, не предай, не обмани. У меня приемосдатчиком работал человек, который имел доступ к клиентской базе, потом он ушел в другую транспортную компанию, которая стала заниматься демпингом. Если у меня цена тогда была 6 тыс. тенге за кубометр груза, то конкуренты начали сбрасывать ее до 4,5 тыс. тенге за куб. Я снизила цену до 5,5 тыс. тенге. Те перевозчики связывались с моими клиентами и предлагали свои услуги по демпинговым ценам. Просто была цель выбить мою компанию с рынка. В итоге они проработали два месяца и загрузили три машины, но отправить груз так и не удалось – водители не хотели ехать без денег, и компания закрылась. Конкуренция должна быть честной, нужно все правильно рассчитывать. Главное – не цена, а репутация.

— Сезонность имеет значение в вашем бизнесе?

— Конечно. Нам приходится осуществлять грузоперевозки, используя железнодорожный транспорт, так как с июня по октябрь все арендованные большегрузные авто переходят на перевозку сельскохозяйственной продукции. Я их не осуждаю, потому что там неплохо платят, а заработать все хотят. Пришлось наладить связи с частными компаниями-владельцами железнодорожных вагонов, у которых подвижной состав в наличии круглый год. Мне это обходится дешевле, чем аренда вагонов у «дочек» КТЖ. Для сравнения: аренда фуры для поездки мне сейчас обходится в 450 тыс. тенге, а аренда жд/вагона в том же направлении – 400 тыс. тенге. Единственное – жд/поставки занимают на 1-2 дня больше, а фура идет всего два-три дня, если нет поломок. Сейчас я собираюсь взять кредит в банке, чтобы купить еще несколько собственных фур, а потом еще взять большегрузные авто в лизинг. Думала, что больше не буду брать кредит, но государство предоставляет субсидии по «Дорожной карте бизнеса-2020», а мой бизнес подпадает под программу, уже подала заявку.

— Очень много претензий у актюбинских предпринимателей к российской стороне при пересечении государственной границы, в частности на переходе Жайсан (Актюбинская область) – Сагарчин (Оренбургская область). Что вы об этом думаете?

— Это уже наболевшая тема. На нашей стороне трассы действует три полосы: для большегрузов, легковых автомобилей и для рейсовых автобусов. На российской стороне только одна полоса и весь транспорт идет единым потоком. Но и у нас есть проблемы – если какая-то машина встала, то за ней выстраивается целая колонна, нет никакого «кармана» для таких ситуаций. К нашему транспортному контролю есть вопросы – отнести-принести документы занимает время, мои водители по 12 часов стоят на границе. А в договоре прописаны сроки доставки. Представьте, какое нервное напряжение. В прошлые годы мы шикарно отрабатывали российское направление, сейчас водители не хотят туда ехать, и я их понимаю. В последнее время перевозим груз по Казахстану, это дешевле, но спокойнее.

— Какой у вас годовой оборот?

— В среднем 2,5 тыс. кубометров в месяц или 30 тыс. кубов в год. Если брать по тоннажу – это в среднем 500 тонн грузов в месяц или 6 тыс. тонн в год. Но это приблизительно, потому что и до 40 машин в месяц уходит. Финансовый оборот в среднем составляет 8 млн тенге в месяц. Чистая прибыль – около 5 млн в тенге в месяц на двоих – у меня есть компаньон.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

27.09.2019 7:43 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2019 Финансовый вестник
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.