«Ошибка игрока»
«Ошибкой игрока» (gambler’s fallacy) называют тенденцию считать, что вероятность будущего события зависит от предыдущих, даже если на самом деле это не так. Это когнитивное искажение проявляется и в обычной жизни, и особенно часто в ситуациях азартных игр.
«Черное». 26 раз подряд
Другое название эффекта «ошибка игрока» – «ложный вывод Монте-Карло». Причина в том, что этот эффект наиболее ярко проявил себя в одном из казино в Монте-Карло в начале 20-го века, когда на рулетке «черное» выпало 26 раз подряд. Многие игроки после длинной серии «черных» исходов посчитали, что эта серия нарушает законы вероятности, так что следующим обязательно должно выпасть «красное».
Как и следовало ожидать, число людей, ставящих на «красное», увеличивалось после каждого очередного выпавшего «черного». И соответственно росло число людей, которые теряли деньги на этих ставках.
Парадокс этого поведения заключается в том, что с точки зрения теории вероятности после серии из десяти «черных» исходов шансы, что в следующий раз выпадет снова «черное», точно такие же, как и в отношении «красного» (конечно, с оговоркой, что с шариком, рулеткой и казино все нормально).
Проведите эксперимент – спросите кого-нибудь, какого исхода следует ожидать, если монета пять раз подряд упала «решкой». Если ваш знакомый не очень хорошо знаком с теорией вероятности, то полагаясь на «жизненный опыт», он, скорее всего, ответит, что выпадение «орла» намного реальнее.
Жизненный опыт и статистическая независимость
Собственно, именно использование жизненного опыта в оценке вероятностей и является причиной «ошибки игрока». Дело в том, что в реальной жизни большинство явлений зависимы между собой, более того, чаще всего происходящие с нами процессы имеют тенденцию «возвращаться к среднему».
Например, если футбольная команда выигрывает несколько матчей подряд, то у нее вероятен спад, хотя бы и временный. Если долго не происходило каких-либо катастроф, то люди начинают ожидать, что что-то может случиться.
Естественно, такие жизненные наблюдения имеют под собой основу. Футбольная команда могла раньше других набрать физическую форму и за счет этого получить временное преимущество. Отсутствие происшествий могло ослабить внимание за мерами безопасности.
Однако в случае механических объектов вероятности следующего исхода («орел» или «решка») не зависит от предыдущих, поэтому ждать от монетки или рулетки возвращения к среднему неоправданно.
«Ошибка игрока» в трейдинге
Рынки не являются механической системой, их поведение в конечном итоге определяется действиями людей. Поэтому движения рынка связаны с тем, как он вел себя в предыдущие периоды. Таким образом, «ошибка игрока» не вносит прямых искажений в решения трейдеров.
Тем не менее, некоторые последствия этого эффекта можно увидеть в таком аспекте биржевой торговли, как следование правилу «ограничивай убытки и давай прибыли расти». Очень часто оправданием, почему трейдер не закрывает убыточную позицию, является как раз аргумент, что бумага «должна» вернуться к своему среднему («отскочить» на биржевом жаргоне). Аналогично объясняется ранняя фиксация прибыли («деревья не растут до небес»).
Не во всех случаях такая логика верна – часто за ростом и падением бумаги стоят фундаментальные факторы, невидимые в данный момент. Тогда эта бумага вряд ли вернется к среднему, поэтому логика, искаженная эффектом «ошибки игрока», приведет к убыточным решениям.
Убыточный вывод: Рынки также непредсказуемы, как и казино.
Прибыльный вывод: «Ошибка игрока» – искаженная оценка вероятностей будущих событий, вызванная предположением, что эти вероятности связаны с прошлыми событиями. Например, трейдер может ошибочно считать, что бумага «должна» вернуться к предыдущим значениям.