Новый план реконструкции Алматы: мнение и рекомендации экспертов
Рекомендации к реконструкции определенных улиц южной столицы, которые были продемонстрированы в сентябре этого года Управлением архитектуры и градостроительства Алматы, обсудила группа независимых экспертов. В дискуссии приняли участие архитекторы, экологи, эксперты по устойчивому транспорту, урбанисты и специалисты по работе с наследием. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Управление архитектуры и градостроительства Алматы в сентябре текущего года опубликовало на официальном сайте и своей странице в Facebook план реконструкции города на 2019 год. Предварительно продемонстрированные проекты не обсуждались с экспертами и общественностью. По словам руководителя Urban Forum Kazakhstan Асель Есжановой, такой подход не дает реального участия граждан в обсуждении проектов, оставляя процедуру их принятия непрозрачной.
«В этом году градсовет упразднили, это означает, что у нас абсолютно нет совещательного органа, который бы совместно с горожанами и независимыми экспертами поднимал решения по планированию проектов. При этом управление градостроительства и архитектуры в соцсетях демонстрирует запланированные проекты по преобразованиям улиц и собирает лайки и комментарии. Мы убеждены, что это не совсем исчерпывающий, верный и единственный способ, для того чтобы получить обратную связь от горожан», — говорит спикер.
Группа независимых экспертов была собрана для формулировки предложений и сбора профессиональных комментариев, связанных с развитием города.
«Для нас это пилотная попытка попробовать сделать обсуждения с независимыми экспертами, для того чтобы продемонстрировать, насколько они могут быть действенными и гораздо эффективнее, чтобы постараться учесть каждое замечание. Мы собрали довольно обширный список документов, и в течение двух недель наши эксперты работали с предложенными материалами. И мы обратили внимание, что информация дана неполная. Судить о проекте и говорить, о том, насколько он хорош, довольно таки сложно. Экспертов интересуют вопросы безопасности, освещения, доступности для маломобильных групп населения, архитектурного наследия, насколько правильно относятся к зданиям, которые входят в территорию реконструированных улиц», — говорит Асель Есжанова.
Эксперты считают, что все значимые проекты должны проходить два уровня обсуждения с гражданами — экспертный анализ и широкие общественные консультации.
«Планируемая реконструкция коснулась улиц Кунаева, Толе би, Мира, Дзержинского и других. Насколько мы поняли, будет реконструкция, проводимая подобной в этом году, — это увеличение пешеходных зон, одностороннее движение. Но это неточно, т. к. на сайте выложено очень мало информации и судить по ней практически невозможно, — поясняет представитель бюро Almaty Vilnius Architects и группы архитекторов Шаровая молния Айсулу Уали. — Для начала мы бы хотели увидеть подтверждающий документ. Например, о реконструкции улицы Кунаева можно судить только по одной картинке, но этого мало».
Архитектор озвучила ряд рекомендаций, одна из которых — получение от управления архитектуры и градостроительства более обширного списка документов. Тот же генеральный план, где будут указаны все транспортные узлы, пешеходные зоны и т. д. Второе — предпроектный анализ с учетом исторических ценностей города.
Заместитель Управления градостроительства города Алмасхан Ахмеджанов прокомментировал сложившуюся ситуацию.
«Как и всем гражданам Алматы, нам также небезразлично состояние города. И наша основная задача — обеспечить комфортное проживание населения. И это предполагается не только в создании эстетического образа города, но и в комфортности. Поэтому мы учитываем мнения автомобилистов, велосипедного сообщества, горожан, пешеходов. Мы являемся одним из магнитов, который рассматривает все поступающие жалобы, просьбы, предложения. И после последней реконструкции мы вновь получаем критику от автомобилистов. Бизнесмены заинтересованы, чтобы перед их зданиями были паркинги. Но политика города такова, что город для пешеходов, а не автомобилей. И мы рассматриваем инфраструктуру с точки зрения развития пешеходного движения», — говорит Алмасхан Ахмеджанов.
Спикер отмечает, чтобы, перед тем как перейти к составлению проектных материалов, был проведен проектный анализ.
«Мы приглашали Яна Гейла и два года работали с его группой — делали анализ пешеходных пространств, центральной части города. Центр — это наше ядро, где мы должны задать определенный тон для развития периферии. Если говорить о периферии, то там сформировался хаотично разросшийся частный сектор. Город за последние 10 лет 4 раза менял границы, шел на расширение. И границы практически стерлись. Учитывая разные замечания и предложения как иностранных экспертов, так и местных, в прошлом году мы приступили к разработке дизайн-кода. Он еще находится на стадии обсуждения, и каждый из архитекторов может внести свои предложения. Для нас один из важных вопросов — это развитие города и разработки для него соответствующего стандарта. И мы должны все внесенные мнения обсудить и получить конструктивные предложения по данному вопросу», — подытожил заместитель руководителя.