Минэнерго предложило новому вице-премьеру способ снизить цены на бензин
Минэнерго и ФАС предложили правительству кардинально снизить акцизы на топливо из-за рекордного роста цен на бензин на внутреннем рынке. Из-за этого бюджет может не досчитаться 80 млрд руб. в 2018 году Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Правительство обсуждает возможность снижения акцизов на топливо на 2-4 руб. за литр, заявил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев на заседании комитета во вторник, 22 мая. «Правительство сейчас думает, как выпустить постановление, чтобы акцизы снизить на 3 тысячи — дизельное (топливо), на 2 тысячи — ГСМ (бензин. — РБК)», — сказал Москвичев. Сейчас акцизы на бензин пятого класса и дизель составляют 11,2 тыс. руб. за тонну, то есть обсуждается снижение на 18-27%.
По словам двух источников РБК в правительстве, идея снизить акцизы принадлежит Минэнерго. Один из них уточнил, что это совместное предложение Минэнерго и ФАС. Министр энергетики Александр Новак и заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин представили это предложение на совещании у профильного вице-премьера Дмитрия Козака в понедельник, 21 мая. Голомолзин подтвердил РБК, что снижение акцизов — общая идея двух ведомств.
Козак, который в новом правительстве курирует вопросы энергетики и промышленности, действительно провел в понедельник совещание, на котором обсуждалось предотвращение роста цен на бензин, сказал РБК его представитель. Но результаты этого совещания он комментировать отказался. Представитель Минфина не ответил на запрос РБК.
Поправки о снижении акцизов Госдума может принять уже в весеннюю сессию, сказал РБК другой чиновник правительства. Причины такого решения очевидны: в последнее время цены на бензин росли рекордными темпами, на это неоднократно обращала внимание ФАС, объяснил он.
С начала 2018 года розничные цены на топливо в Москве увеличились почти на 3 руб. за литр, напомнил генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В частности, цена на АИ-92 возросла на 2,75 руб., до 41,3 руб. за литр, АИ-95 — на 2,86 руб., до 44,6 за литр, дизель — на 2,93 руб., до 43,12 руб за литр. Это в два раза больше прошлогодних темпов роста, когда цены на топливо к середине мая возросли всего на 1,2-1,7 руб. за литр, напомнил он. «Сейчас ситуация аховая», — сказал по этому поводу консультант одного из министерств.
Президент Владимир Путин еще в начале февраля заявил, что поговорит с руководителем ФАС Игорем Артемьевым о возможности снижения цен на бензин в России. «Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность», — сказал Путин.
Цены растут по нескольким причинам, рассказал Турукалов: из-за роста мировых цен на нефть и нефтепродукты (17 мая цены на нефть превысили $80 за баррель впервые за 3,5 года), из-за слабого рубля, который не укрепляется вслед за ростом нефтяных котировок, и многочисленных внеплановых повышений акцизов в последние годы. Все это привело к рекордному росту экспортного паритета (стоимость товара за вычетом пошлин и транспортных расходов) для бензина и дизтоплива. В результате уже почти девять месяцев российский внутренний рынок менее привлекателен для нефтяников, нежели экспорт, но они вынуждены сохранять объемы поставок, чтобы не допустить дефицита топлива, добавил эксперт.
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
По оценкам Турукалова, если нефтяники перестанут сдерживать цены на заправках, они могут вырасти примерно до 51 руб. за литр (на дизель и АИ-92), исходя из текущей эффективности экспорта. Если правительство решит снизить акцизы на 3-4 руб. за литр, цены все равно повысятся, но потенциал удорожания нефтепродуктов сократится до 45-46 руб за литр, считает он.
Из-за снижения акцизов выпадающие доходы дорожных фондов составят примерно 80 млрд руб. в 2018 году, это около 15% ожидаемых поступлений акцизов на моторные топлива и дистилляты, сказал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Выпадающие доходы дорожных фондов можно будет компенсировать за счет иных бюджетных источников, каких именно — скорее всего, будет решено осенью, отметил собеседник РБК в правительстве.
Из-за резкого роста цен на нефть в 2018 году бюджет получит колоссальные дополнительные доходы, теоретически в дорожные фонды можно направить часть этих денег, отметил аналитик Raiffaisenbank Андрей Полищук. В конце прошлого года ОПЕК, Россия и другие примкнувшие к ним страны продлили соглашение о заморозке добычи нефти на уровне октября 2016 года до конца 2018 года, чтобы поддержать цены на нефть. Сделка приносит ощутимые результаты: по оценкам министра энергетики Александр Новака, в 2017 году российский бюджет из-за высоких цен на нефть дополнительно получил 1,2 трлн руб. В первом квартале 2018 года сверхдоходы для России составляли до $121 млн в сутки, сообщало Международное энергетическое агентство.