Mail.Ru пожаловалась Медведеву на меры по борьбе с монополиями в Рунете
Mail.Ru Group пожаловалась премьер-министру России на готовящийся пятый антимонопольный пакет и инициативу по регулированию данных. Если их примут, Рунет потеряет привлекательность для крупных интернет-игроков, считают в компании Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
Разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки в закон «О защите конкуренции», регулирующие цифровую среду (так называемый пятый антимонопольный пакет), а также законопроект «О регулировании общедоступных данных» поставят крупные российские интернет-компании в «заведомо неконкурентное положение по отношению к зарубежным игрокам», говорится в письме гендиректора Mail.Ru Group Бориса Добродеева премьер-министру России Дмитрию Медведеву (копия есть у РБК).
По мнению Добродеева, инициативы ФАС направлены на «продвижение интересов отдельной незначительной части интернет-бизнеса». В качестве примера неудачного эффекта от введения аналогичных инициатив он приводит европейский опыт — в результате «в Евросоюзе так и не сформировались собственные значимые игроки в области интернет-коммуникаций, социальных сетей или поисковых технологий — платформ, привлекающих наибольший объем аудитории и создающих наиболее сложные и продвинутые технологии».
Что такое пятый антимонопольный пакет
Проект пятого антимонопольного пакета был представлен в начале 2018 года. Причина его появления, как поясняла ФАС, — невозможность эффективного применения стандартных категорий антимонопольного регулирования на цифровых рынках. Для этого служба предлагает ввести дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, а также интернет-платформ. «Многие видят возникающую рыночную власть этих субъектов (интернет-платформ. — РБК), но отсутствие специальных норм, может быть, многим потребителям не дает возможности пожаловаться», — пояснял суть инициативы замглавы ФАС Сергей Пузыревский. Должны, по версии службы, также появиться определения «сетевых эффектов»: способность интернет-компании при наличии у нее большой базы данных влиять, например, на цену товара. Кроме того, необходим контроль за ценовыми алгоритмами. «Зачастую компании используют ценовые алгоритмы, которые анализируют рынки, подстраивают цену, — пояснял Пузыревский. — И если эти алгоритмы используются для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, то мы можем говорить в том числе о картельных сговорах».
Пагубное влияние
Ограничение «сетевых эффектов», расплывчатое понятие «ценового алгоритма», а также снижение минимального порога в 35% рыночной доли при определении доминирующего положения сделают развитие бизнеса ведущих интернет-компаний затруднительным, утверждает в своем письме Добродеев.
Кроме того, угрозу для субъектов данных и безопасности страны представляет предложение по созданию недискриминационного доступа к персональным данным, уверен Добродеев. Он напоминает, что американская модель регулирования, при которой данные пользователей принадлежат компаниям, благоприятно сказалась на развитии интернет-компаний в США, о чем говорит существование таких гигантов, как Google и Facebook. «В 2017 году общая капитализация американских технологических компаний превысила аналогичный показатель европейских компаний в восемь раз», — отмечает он.
Максим Акимов — РБК: «Основная задача — не упустить окно возможностей» Технологии и медиа
Глава Mail.Ru Group также обращает внимание на пагубное влияние предложения законопроекта «О регулировании общедоступных данных» (о каком именно проекте пишет Добродеев — неизвестно, текст этого документа до сих пор не публиковался, как и не было в публичном поле информации о его разработке). В рамках этой инициативы, по его версии, интернет-компании лишатся интеллектуальных прав на общедоступные данные своих пользователей в интернете. Это создаст преимущества для зарубежных компаний на рынке, а также приведет к появлению неконтролируемого рынка персональных данных граждан России.
Рассмотрев письмо, Дмитрий Медведев в начале апреля поручил Игорю Шувалову, занимавшему на тот момент должность первого вице-премьера (сейчас председатель Внешэкономбанка) и главе ФАС Игорю Артемьеву доложить о влиянии пятого антимонопольного пакета на развитие российских интернет-компаний, рассказали два собеседника, знакомых с поручением.
В пресс-службе Mail.Ru Group подтвердили факт отправки письма, но отказались от дополнительных комментариев.
Пресс-секретарь Дмитрия Медведева и представитель ФАС не ответили на вопросы РБК.
Несвободные данные
По словам одного из участников интернет-рынка, законопроект «О регулировании общедоступных данных» разрабатывается в рабочей группе при участии «Сколково» и компании Double Data. «Участники процесса пока не сошлись во мнении, как определить это понятие — «общедоступные данные». Выиграют от законопроекта компании типа Double Data, но будет ли он полезен для остального рынка — это вопрос. С помощью проекта компании, которые собирают данные в Сети не всегда легальным путем, хотят легализовать свою детальность», — отметил собеседник РБК.
ВЭБ отложил решение о финансировании «русского OneWeb» Технологии и медиа
С января 2017 года принадлежащая Mail.Ru Group социальная сеть «ВКонтакте» судится с Double Data из-за того, что последняя анализировала большой объем данных из соцсети в коммерческих целях (например, продавая ее банкам для оценки кредитоспособности заемщиков). Mail.Ru Group проиграла в первой инстанции, но обжаловала решение в апелляции. Сейчас суд рассматривает кассационную жалобу компании-разработчика к социальной сети.
Как рассказал РБК председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов, в рабочей группе по направлению «Нормативное регулирование» госпрограммы «Цифровая экономика» сейчас активно обсуждаются несколько законодательных инициатив, в том числе касающаяся доступа к общедоступным данным. «Текста проекта как такого пока нет. По большому счету существует три точки зрения: доступ к общедоступным данным должен быть свободным; он может быть свободным, но с условием получения согласия на обработку персональных данных; данные принадлежат тем компаниям, на инфраструктуре которых они были размещены, и доступ осуществляется на условиях и с согласия таких компаний», — рассказал Дроздов. Он прогнозировал, что «консенсуса по проекту, очевидно, не будет».
Однозначная реакция
Еще одно из положений предлагаемого антимонопольного пакета, которое вызывает опасения участников рынка, — снятие «иммунитета» для применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности: сейчас антимонопольные меры применимы только к физическим товарам, а к интеллектуальной собственности — нет. «Если брать технологии, которые связаны с работой больших данных, то это не материальные объекты, а объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых, к сожалению, в антимонопольном законодательстве установлены иммунитеты, — пояснял ранее замглавы ФАС Сергей Пузыревский. — Поэтому нужно правильно определить возможность применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности с целью предупреждения монополизации товарных рынков.
«Реакция и малого, и среднего бизнеса однозначная — это просто будет госрейдерство», — заявил РБК директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. ФАС таким образом сможет «забирать патенты». «Действующее законодательство, где иммунитеты сохраняются, не помешало ФАС разобраться с Google», — отметил Ульянов.
В сентябре 2015 года ФАС признала Google нарушителем закона «О конкуренции» и виновной в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений для Android. Компания попыталась оспорить решение в суде, но проиграла. В итоге Google должна была разослать всем пользователям операционной системы Android сообщение о возможности использования сторонних поисковых систем, а также деактивации предустановленных приложений. Также ФАС назначила штраф компании в размере 438 млн руб.
Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев считает, что у разработчиков пятого пакета «есть иллюзия», что включение в законодательство новых терминов позволит лучше учитывать реалии цифровой экономики. «Но сегодня интересы разработчиков защищает Институт интеллектуальной собственности. Отмена имеющихся сейчас иммунитетов — это риск грубого административного вторжения в тонкие и сложные процессы создания новой экономики. Под флагом обуздания аппетитов «монополистов» просматривается усиление административного давления на российский цифровой бизнес», — говорит Комлев.