Кто покупает авторскую одежду «Сделано в Казахстане»
Почему итальянцы и испанцы покупают казахстанские рубашки за 45 тыс. тенге, как одежда «Сделано в Казахстане» находит покупателя и какие вопросы приходится решать местному производителю? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с казахстанским дизайнером Ольгой Стрыгиной.
Швейному бизнесу казахстанского дизайнера одежды Ольги Стрыгиной более 15 лет. А бренд «Strygina» создан в 2011 году. Первую коллекцию представили на Московской выставке Текстильлегпром в феврале 2012 года. В 2017 году Ольга запустила проект по производству женских рубашек из хлопка, которые уже продаются на рынках России, Казахстана и других стран СНГ. Есть база постоянных клиентов из Италии, Испании и Канады.
«Затратная часть по пошиву рубашек не такая весомая, как, например у платья из итальянской ткани, потому в сегодняшних рыночных условиях, мне кажется эта продукция более актуальна как для производителя, так и для покупателя», — говорит дизайнер.
Изначально, проект с рубашками разрабатывался для сотрудничества с крупной интернет-площадкой на Российском рынке, так как это могло обеспечить в короткий срок необходимый объём продаж. Продукция не дешёвая и конкурентоспособная, поэтому рынок в 10 раз больше Казахстанского для этого идеально подходил.
«Такая схема работы схожа с работой с корпоративными клиентами — объёмные поставки, своевременная оплата. Я привыкла так работать. В итоге при подписанных контрактах, сертифицированном продукте и прочих решённых процедурных вопросах мы отложили наше сотрудничество. Силы и терпение, для согласования различных систем электронного документооборота, превысили здравый смысл. Но нет худа без добра. Эта ситуация повернула нас лицом к Казахстанскому рынку, который принял нас с большой симпатией. В Алматы у нас есть магазин-партнёр, который с удовольствием представляет нашу продукцию и успешно реализует её рядом с известными европейскими брендами. Так же существует удобная форма сотрудничества с Lamoda.kz, благодаря которой наши изделия доступны для любого региона в Республике», — рассказывает Ольга Стрыгина.
Сайт и существующая на нем платежная система позволили приобрести клиентов из Канады, Тайваня, Японии, Парижа, Италии, Норвегии и России.
Ольга Стрыгина рассказала об основных вопросах производства одежды и объяснила, почему производит именно рубашки:
Самая затратная часть производства
Процесс разработки нового в любом деле — самый сложный и самый затратный. Когда найдены все художественные, конструктивные и технологические решения, это уже готовое производственное задание, его можно рассчитывать и запускать. Но найти верные решения непросто.
Есть тонкая грань, которая была нами обнаружена в процессе разработки этого проекта. Небольшие нюансы в объемах и линиях изделия очень легко могут привести к медицинской униформе или к одежде не самого лучшего масс-маркета. Нужно поймать это состояние — уделять внимание деталям, отделке и смотреть изделие в динамике.
Белая рубашка — это своя философия, которую постигаешь с каждой моделью все больше. Когда ее надеваешь, есть ощущение чистоты и праздника, которое сопровождает весь день. Купить сейчас качественную женскую белую рубашку за приемлемую стоимость почти невозможно, а это базовая вещь в современном гардеробе. Своего рода основа, холст. Чтобы в новых моделях не случалось недоработок, я каждую ношу сама — в процессе эксплуатации, изредка оглядываясь на свое отражение, понимаешь, что где-то не так. После мы вносим все необходимые изменения и получаем законченный продукт.
Не просто рубашки
Почему они полюбились? Наверное, потому что, прежде чем начать работу над этим проектом, я изучала тему современной женской рубашки, как первоклассник, который учится читать. Собирая картинки, статьи и отзывы на интернет-ресурсах, я складывала в одну копилку все составляющие той самой идеальной желанной белой блузки. И она стала проступать. Выбор первой партии ткани был просто невероятно мучительным. Мы всей командой проводили голосования, накладывали образцы отделки, спорили… А потом пошел процесс дизайна. Угодить нужно было всем — и молодому поколению, и тем, кому слегка за… И постоянный вопрос, который звучал каждый день: «Ты будешь такую носить сама?», и только после очередного «да» шли дальше. Наверное, это все чувствуется в наших изделиях, мы искренне старались дать женщинам именно то, что им нужно сегодня, поэтому ее полюбили. Случился продукт, который я очень люблю, с удовольствием расписываюсь на нем своей фамилией и «сделано в Казахстане».
Не все так просто с «сделано в Казахстане»
«Сделано в Казахстане» звучит хорошо и уверенно. Но, к сожалению, не все так просто. На самом деле все составляющие производства от лучших зарубежных производителей, которые завозятся по законам ЕАЭС, а наши это только идеи, конструкции, решения и руки. Конкурировать с Китаем, Турцией, Узбекистаном в массовом производстве бессмысленно, мы в разных экономических условиях. Поэтому я убеждена, что мы можем существовать только в премиальном, достойном сегменте. Это не может быть дешево и не может быть некачественно. Но некоторые наши процедуры абсурдны и ставят в тупик. К примеру, мы получили некачественную ткань из Италии. На фабрике поторопились и забыли сделать финишную обработку. Обнаружили мы это, только после того как открыли рулоны и начали шить пробные изделия. Итальянская сторона добросовестно извинилась и попросила отправить им обратно всю партию для завершения процесса. Но сделать ясный и логичный для всех шаг стало невозможно. Оказывается, процедуру реэкспорта могут пройти только изделия, имеющие идентификационный номер, то есть телефоны, телевизоры и прочее. А вот рулон ткани должен быть в целой, неповрежденной заводской упаковке. А каким образом я узнаю, что ткань без брака, пока не открою рулон? На момент открытия рулона все таможенные ставки, НДС, сертификация уже оплачены, испытания лаборатории по предварительному образцу проведены… Это объективная, серьезная проблема, которой нужно уделить серьезное внимание, если мы хотим развивать «сделано в Казахстане», ведь получается, что производитель в таких случаях абсолютно не защищен от недобросовестной поставки, и все затраты идут в убыток.
Нехватка квалифицированных кадров — проблема номер один
У нас, как, наверное у всех, серьезная проблема с квалифицированными кадрами. Новое поколение приходит практически неподготовленным на производство. Пробелы в школьном образовании колледжи не закрывают, и дальше этот снежный ком только увеличивается. Часто приходится восстанавливать знания на уроне математики начальной школы. Портной должен работать в одной связке с дизайнером и конструктором, чтобы мастерство говорило так, как нужно, и понимание швейного процесса должно быть комплексным у всей команды. На практике же получается, что, как только вырабатываются первые навыки в профессии, девушки стремительно выходят замуж, не успевая почувствовать всю красоту ремесла. После декретного отпуска возвращаются единицы. Есть нормы времени, определенные технологические узлы, которые человек должен отработать на уровне мышечной памяти, и тогда сшить достойную вещь ему будет легко и приятно. Только после этого приходит настоящее мастерство.
Нам нужны специалисты, адаптированные под наши реалии и обладающие определенными навыками. Моя глубокая убежденность, что без ремесла не будет никакого грамотного технолога, конструктора. Если человек владеет профессией, то эти знания можно будет применить при необходимости и к автоматизированному производству. Нужно учить не операторов, а ремесленников в хорошем смысле этого слова. С позиции работодателя, конечно, оператора всегда легко заменить, но с точки зрения развития это путь в никуда. И если за ближайшие годы не исправить ситуацию, нас ждет только масс-маркет, причем не нашего производства. Сейчас это, кажется, сложно и дорого, но у нас очень много талантливых людей, которые могут ответить мировым дизайнерам и конкурировать на рынке, а без серьезной технологической и конструкторской базы это невозможно.
Производственные объемы
Мы готовы производить в месяц от 2 тыс. до 3 тыс. изделий. Для этого у нас есть производственная база, понимание технологического процесса и его организации. Но сегодня мы производим значительно меньше, поддерживая действующую коллекцию и разрабатывая новые модели. Для любого бизнеса необходимы оборотные средства, которые складываются из реализации, а оптовые закупки нами только нарабатываются. И есть еще один момент, который значительно замедляет процесс, — наша рубашка во многом превосходит своих зарубежных конкурентов, но не все магазины пока готовы ее продавать, так как нужно реализовать ранее закупленные коллекции, а выбор покупателя чаще склоняется в сторону нашего продукта. И выходит, что, имея явные преимущества, мы на сегодняшний день еще не можем работать в полную мощность. Но, я думаю, что это вопрос всего лишь времени и узнаваемости бренда.
Почему такая цена?
Стоимость наших рубашек варьируется от 25 тыс. до 45 тыс. тенге. При большом наличии крупных сетевых магазинов пропадет понимание хорошей дорогой одежды. Дорогой не с точки зрения количества нулей в ценнике, а с позиции качества материалов и исполнения. На сегодняшний день перепроизводство одежды со средними пропорциями, быстрыми, экономными решениями и обезличенным дизайном превосходит все разумные пределы. Это не наш путь. Но рынок диктует свои законы и конкуренцию никто не отменил. Имея себестоимость изделия не менее 50% от розничной цены, организовать собственное торговое пространство, с существующими расценками на площади, означает увеличение конечной стоимости в два раза. Возможно, я не лучший в этом вопросе бизнесмен, но мне кажется, что вещь должна стоить столько, сколько за нее готов платить покупатель, а не рассчитанные на калькуляторе коммерческие риски. И производить продукцию в сегменте «средний и средний плюс» объективно невыгодно. Поэтому поддержка отечественных производителей в вопросе финансирования торгового пространства в крупных ТРЦ просто необходима. Это будет серьезным шагом и даст объективные возможности для роста и развития знака «сделано в Казахстане».
Реверанс клиентам
Мне всегда было интересно создавать одежду с длительным сроком годности. Ведь когда покупатель выбирает именно твой продукт, он голосует за тебя и стоимость такой степени доверия гораздо выше оплаченного чека. Поэтому сегодня мы запускаем новые модели с большими возможностями. Это теперь не просто качественная рубашка, которая не теряет своего первоначального вида со стирками. Наличие съемных декоративных элементов в новых моделях позволяет придать изделию торжественный вид, а при необходимости использовать наши блузки в более повседневном настроении. Но мы сохраняем при этом ранее выбранные стандарты — это всегда высококачественная ткань из 100%-ного хлопка, за которой легко ухаживать; бельевые швы, приятные к телу и пуговицы из натуральной ракушки, которые возможно пришить только вручную.
Есть огромная разница между дизайнерской одеждой и законченным продуктом. Я для себя определяю это как баланс между промышленным дизайном и красивой вещью. Если вы носите изделие с удовольствием, вам легко и комфортно за ним ухаживать, а окружающие при этом смотрят на вас с интересом, то это случилось и равновесие достигнуто. У меня для этого была очень хорошая школа — двенадцать лет непрерывной работы в рекламных проектах, которые заставляли находить выразительные художественные решения и правильный производственный подход. И вообще, все, что связано с любым видом производства, для меня интересно и заряжено своеобразной созидательной магией — из набора различных составляющих рождается самостоятельное изделие, которое имеет свой характер и лицо. Так и в этом проекте — мы в постоянном поиске лучшего сочетания цена-качество-дизайн.