Козака предупредили о риске срыва отопительного сезона на Дальнем Востоке
Дефицит вагонов, на который жаловались производители хлеба, соли и щебня, стал угрозой и для отопительного сезона. Глава Амурской области предупредил правительство о нехватке вагонов для поставок угля - самого массового груза РЖД
Предупреждение губернатора
В целях «безаварийного прохождения отопительного сезона» губернатор Амурской области Александр Козлов попросил вице-премьера Дмитрия Козака дать поручение о приоритетном предоставлении вагонов компаниями ФГК и СУЭК для нужд ЖКХ Амурской области, а также Дальневосточного федерального округа. Опасения губернатора связаны с дефицитом полувагонов на сети РЖД. Об этом говорится в телеграмме Козлова, копия которой есть в распоряжении РБК.
Представитель Козака подтвердил РБК получение документа. Но он сказал, что вопрос касается транспорта и поэтому был переадресован вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему этот сектор. Представитель Дворковича сказала РБК, что поручения даны Минтрансу. В Минтрансе на прошлой неделе прошло совещание, на котором, в том числе обсуждалось обращение амурского губернатора, заявил РБК представитель министерства. «По поручению правительства ситуация прорабатывается. Росжелдором установлен ежедневный контроль за подходом вагонов», - говорит собеседник.
По данным губернатора Амурской области, предоставленным в Минтранс, на 25 октября котельные региона обеспечены запасом угля более, чем на 30 суток, рассказывает представитель министерства. По данным РЖД, которые компания предоставила в министерство, для энергетических нужд и ЖКХ области 1-26 октября было поставлено 6,31 тыс. вагонов (против 5,88 тыс. вагонов за аналогичный период 2016 года). В телеграмме Козлова также говорится, что сейчас в области нет проблем с углем.
В приемной губернатора РБК обещали предоставить ответ позже.
Уголь уходит на экспорт
По данным РЖД, уголь является самым массовым грузом, который перевозят по железной дороге. В январе-сентябре 2017 года перевозка каменного угля составила 263 млн т, что на 9,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост перевозок связан с отправками на экспорт. В сентябре 2017 года экспорт российского угля в Китай увеличился на рекордные 83% по сравнению с сентябрем прошлого года, с 1,28 млн до 2,35 млн т, следует из данных Thomson Reuters.
Согласно телеграмме Козлова, уголь завозится в Амурскую область с территории Красноярской железной дороги. По данным источника в одной из транспортных компаний, поставки угля для предприятий Амурской области в сентябре составили 370 тыс. т. Большая часть груза — 255 тыс. т — поставляется с угольных разрезов самой области. Второй крупнейший поставщик — Красноярский край (76 тыс. т).
Представитель «Русского угля», владеющего угольными активами в Амурской области и поставляющей в регион уголь также с месторождения в Красноярском крае, сообщил РБК, что компания выполнит свои обязательства в октябре. «Но мы, как и вся отрасль, ощущаем на себе проблему нехватки тяговых локомотивов и полувагонов в высокий сезон», — заявил он.
Основным поставщиком угля из Красноярска в Амурскую область является СУЭК, говорит источник близкий к одной из угольных компаний. По его словам, у компании действительно есть задолженность по поставкам угля перед потребителями.
Источник в СУЭКе сообщил РБК, что компания не испытывает проблем с поставками угля в Амурскую область и выполняет план. У СУЭКа есть свой парк вагонов, что позволяет ей практически не зависеть от РЖД, пояснил собеседник РБК. По данным Infoline-Аналитика, у СУЭКа в управлении 29,4 тыс. полувагонов. Представитель СУЭКа пока не ответил на запрос РБК.
Представитель ФГК заявила, что в компании осознают «важность перевозки угля для подготовки к отопительному сезону, в связи с чем [она] старается удовлетворить максимальное количество поступающих заявок». По ее словам, ежемесячно ФГК предоставляет СУЭКу около 8-10 тыс. полувагонов, а угольная компания, в свою очередь, самостоятельно принимает решение о том, куда именно и по каким маршрутам направить эти вагоны.
Но часть полувагонов ФГК брала в аренду, в частности, у «Уралвагонзавода» (УВЗ). И с 1 ноября УВЗ забирает досрочно у ФГК 27,2 тыс. полувагонов, заявил 17 октября глава корпорации «Ростех» (контролирует УВЗ) Сергей Чемезов. В связи с этим решением возможности ФГК по обеспечению грузоотправителей вагонами существенно сократились, предупреждает представитель ФГК.
Не только вагоны
Источник в одной из компаний, которая участвует в обеспечении углем жилищно-коммунального хозяйства Амурской области сказал РБК, что проблемы с поставками угля начались в регионе еще в сентябре и дефицит вагонов — не единственная причина. Проблема усугубляется тем, что цену на уголь поднял СУЭК, говорит собеседник.
Гендиректор торгового дома «Энергетические угли», который занимается закупками угля для ряда предприятий Амурской области, Роман Чижиков обращался к министру ЖКХ Амурской области Сергею Гордееву и к компании «Коммунальные системы БАМа», которая занимается отоплением ряда предприятий области, с письмами, где указывал, что СУЭК с 1 октября поднял цену на уголь определенной марки на 32%, что делает покупку этого топлива для торгового дома невозможной. Копии писем есть в распоряжении РБК.
В письме от 29 сентября Чижиков просит областного министра помочь повлиять на ситуацию «во избежании срыва отопительного сезона вплоть до режима чрезвычайной ситуации». Представители Амурской области и СУЭКа пока не ответили на запросы РБК.
Щебень и соль
Ранее о дефиците вагонов для вывоза щебня заявлял глава Карелии Артур Парфенчиков. Он также обращался в Дворковичу (копия письма есть в распоряжении РБК). По его словам, нехватка подвижного состава в 2017 году уже привела к остановке восьми добывающих предприятий и еще десять находятся под угрозой банкротства. Бюджет республики лишился около 400 млн руб., жаловался глава Карелии.
О дефиците полувагонов заявляли и производители соли. По их словам, нехватка подвижного состава может осложнить начавшийся отопительный сезон. Нагревательные элементы подвержены появлению коррозий и для защиты оборудования необходимо регулярно обрабатывать котельные технической солью.
На дефицит вагонов жаловались и мукомольные предприятия Санкт-Пеьтербурга.
Дефицит полувагонов, основного вида подвижного состава (по состоянию на август в России было 484 тыс. полувагонов), вызван двумя причинами: значительным списанием полувагонов и ростом погрузки на сети РЖД. С 1 января 2016 года в России запрещено продлевать срок службы старых вагонов. Это было сделано, чтобы избавиться от профицита вагонов на сети, который затруднял оборот вагонов и держал тарифы на аренду вагонов на низком уровне. В итоге, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с начала 2016 года одних только полувагонов было списано 70 тыс. шт.
При этом погрузка в 2017 году на сети РЖД растет. По данным компании, объем перевозки за девять месяцев 2017 года составил 937,3 млн т, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной рост пришелся на погрузку угля — 62,96 млн т (рост на 9,3% к январю—сентябрю 2016 года), который перевозится именно в полувагонах.
Для решения проблемы Минтранс предложил принять поправки в закон, которые установят штрафы за простой вагонов для грузоотправителей на станциях выгрузки.