Коррупционные скандалы повлияли на место Казахстана в глобальном рейтинге
В текущем году казахстанские показатели в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума по направлениям «необоснованное расходование бюджетных средств» упали на 13 позиций, «расточительность государственных расходов» — на 24 позиции, а «совершенствование стандартов аудита и отчетности» снизилось на 1 пункт. О причинах такого снижения рассказал на правительственном часе в мажилисе Парламента, посвященном государственному аудиту, министр финансов РК Бахыт Султанов. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Главными причинами снижения рейтинга, как показал анализ, являются факты громких коррупционных задержаний, которые имели место не только в отношении сотрудников госорганов различных уровней, но и сотрудников органов аудита, а также нескоординированность деятельности.
По словам Бахыта Султанова, в рамках координации деятельности служб внутреннего аудита оказывается методико-консультационная помощь, проводится анализ отчетной информации — контроль качества составляемых материалов.
Казахстан занял 36 место в рейтинге Doing Business
«За истекший период текущего года проведен камеральный контроль качества 34 аудиторских отчетов. По результатам контроля качества руководителям госорганов направляется заключение. На систематической основе во все службы внутреннего аудита направляется обобщенная информация в виде памяток. Результаты показывают, что аудиторы все еще исследуют лишь отдельные вопросы, к тому же аудиторские действия зачастую поверхностны, а недостатки документирования не дают возможности квалифицированно выявлять нарушения и существующие проблемы», — констатировал Бахыт Султанов.
Он отметил и тот факт, что контролем качества выявляются факты осуществления аудита по вопросам, не предусмотренным программами аудита и аудиторским заданием, либо, наоборот, не обеспечивается полнота охвата вопросов программы аудита. Из-за этого цель аудиторского мероприятия не достигается.
«Следует отметить, что аудиторские мероприятия служб внутреннего аудита в большинстве случаев до сих пор ориентированы не на предупреждение нарушений, а на выявление и констатацию фактов нарушений, то есть, по сути, проводится последующий контроль. Поэтому для повышения качества работы внутреннего аудита мы внедряем оценку эффективности их деятельности. В рамках этой работы планируется внедрение анкетирования и обращения к объекту аудита о предоставлении отзыва по соблюдению аудиторами норм профессиональных и этических требований», — пояснил Бахыт Султанов.
Отдельно он остановился на вопросе предотвращения коррупции в органах внутреннего государственного аудита, подчеркнув, что он находится на особом и постоянном контроле. Так, для усиления ответственности должностных лиц при проведении аудиторских мероприятий приняты антикоррупционные стандарты и утвержден план по снижению уровня коррупциногенности в сфере госаудита. Незамедлительно предпринимаются меры в отношении должностных лиц территориальных департаментов. Например, по итогам перепроверки их деятельности только за 2016−2017 годы 15 руководителей наказаны за неполное служебное соответствие, им объявлены выговоры и замечания.
Аудитор ревизионной комиссии ЮКО содействовал разоблачению начальства
«Правоприменительная практика показывает, что наиболее подверженной коррупционным проявлениям остается сфера строительства в госзакупках, где причины массовых отклонений заявок в основном связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсная документация требует предоставления неоправданно большого количества подтверждающих документов. Поэтому Минфином ведется работа по упрощению требований к потенциальным поставщикам по закупкам в сфере строительства, соответствующие поправки уже разработаны и включены в законопроект. В ближайшее время мы планируем внести его на рассмотрение депутатов», — сообщил Бахыт Султанов.
Он, в частности, пояснил, что предлагается исключить требования по обладанию материальными и трудовыми ресурсами, так как они будут подтверждаться наличием лицензии и проведением строительно-монтажных работ. При этом упор будет делаться на положительный опыт и репутацию, коэффициент налоговой нагрузки. Если эти поправки будут приняты, коррупционные риски при госзакупках в сфере строительства, как считает глава Минфина, будут кардинально минимизированы как со стороны заказчиков, так и органов госаудита.
Другим совершенствованием законодательства в области госаудита является внедрение электронного государственного аудита, апелляционного урегулирования споров, более четкое разграничение функций органов госаудита, а также возможность отзыва сертификата государственного аудитора за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих госслужбу и уголовные правонарушения.
«Искажение финансовой отчетности за 9 месяцев текущего года, приблизительно оцениваемое на сумму в 228 млрд тенге, к сожалению, свидетельствует о том, что транзакции проводятся без первичных документов и это, естественно, влияет на достоверность отражения активов государства. Поэтому, используя материалы аудита, мы проводим разъяснительную работу для предупреждения таких искажений, но в целом мы должны на системной основе существенно изменить эти процессы», — заключил Бахыт Султанов.