Компания Юсуфова разработала стратегию «умного города» для Сочи
НИИТС Виталия Юсуфова разработал стратегию «умного города» для Сочи. Одно из предложений — создать электронный реестр сочинских гостиниц и систему учета расходов туристов
«Национальный исследовательский институт технологий и связи» (НИИТС), «дочка» «Айкоминвеста» бизнесмена Виталия Юсуфова, разработала стратегию «умного города» для Сочи. Документ есть в распоряжении РБК. Глава НИИТС Александр Минов сказал, что это пилотный проект для компании.
«Умный город» — это градостроительная концепция интеграции информационных и коммуникационных технологий и «интернета вещей» для управления городским имуществом.
Стратегия для Сочи поделена на четыре этапа. На первом - в 2018-2020 годах - должны быть созданы пилотные приложения и сервисы для «решения наиболее острых городских проблем». Например, в приложении с рабочим названием «Мой Сочи/тур» будет содержаться реестр туристических объектов, событийный календарь и электронный помощник туриста.
Среди основных проблем для развития туризма на данный момент в документе указаны высокая себестоимость путевки и недостаточная конкурентоспособность услуг. На это, в свою очередь, влияют высокая доля транспортной составляющей в цене продукта, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие аналитической базы туристических ресурсов и достоверной статистики, неудовлетворительное состояние морской воды и пляжей, нехватка развлекательной инфраструктуры, сезонный характер туристического продукта и другие факторы.
Чтобы изменить ситуацию, предлагается управлять дорожным движением так, чтобы минимизировать заторы, ввести единый билет на транспорт, внедрить многоязычные сервисы помощи туристам в части заказа билетов, поиска мест проживания и т.д.
Туристическая платформа помимо электронного реестра средств размещения и туристических ресурсов, будет учитывать прибывающих и уезжающих туристов, а также их расходы, поддерживать процесс подбора билетов, заказа транспорта, мест проживания, питания, развлечения, помогать продвигать турпродукт посредством фото-видеоматериалов, виртуальные туров и дополненной реальности.
Помимо сервиса для туристов на первом этапе реализации стратегии также предлагается создать приложения «Мой Сочи/проездной» (с его помощью можно будет приобрести билет на транспорт и записать его на карту, узнать информацию о маршрутах, оценить стоимость проезда на тарифном калькуляторе и т.п.); «Мой Сочи/квартира» (оплата услуг ЖКХ, ввод данных счетчиков, информирование о проводимых работах); «Мой Сочи/здоровье» (выбор медицинской организации, запись к врачу, оплата услуг); «Мой Сочи/природа» (карта свалок и загрязнений моря, обращения граждан и туристов, реестр природоохранных зон); «Мой Сочи/учебник» (электронный дневник, бесконтактный пропуск и оплата питания, информирование родителей); «Мой Сочи/инвестор» (подача и оценка заявок на инвестпроект, документация по объектам торгов, электронные сделки); «Мой Сочи/гражданин» (обращения граждан, социальная защита, голосования, городские новинки, магазин поощрений активных граждан).
Как пояснил РБК первый заместитель главы Сочи Анатолий Рыков, пока сформирована только стратегия. В апреле распоряжением администрации города была создана рабочая группа по реализации программы «Умный город» Сочи». «В администрацию города регулярно обращаются компании, которые предлагают внедрить тот или иной элемент «умного города». Но это хаотичная история, а нам требуется система — документ, по которому мы сможем работать и, в том числе, обращаться к инвестору», — сказал он.
Размер необходимого финансирования и источники средств по проекту пока не определены. «Многие составляющие проекта уже реализуются в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. С другой стороны, будут использоваться внебюджетные средства индустрии гостиничного бизнеса, развлечений и логистики», — пояснил Рыков.