В центре внимания:

Коммунальные объекты Алматы — для надежных инвесторов

Коммунальные объекты Алматы — для надежных инвесторов

В Алматы активно идет процесс перехода объектов коммунального хозяйства в частное управление. Приватизация осуществляется прозрачно, вся информация общедоступна. В акимате города особо отмечают, что главный ориентир в этом процессе — интересы бизнеса и принципы Yellow Pages: как известно, основным принципом Yellow Pages является то, что государство не должно осуществлять услуги, которые уже представлены бизнесом, данный принцип имеет международную практику в США, Сингапуре, Норвегии.

Поэтому актуален вопрос эффективного управления предприятиями, находящимися в коммунальной собственности, которые не вошли в перечень объектов приватизации. Ранее Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предлагала по этому вопросу сформировать совместную рабочую группу и на примере эффективного опыта именно Алматы провести анализ всей коммунальной собственности по республике и слушания по всем объектам. Было отмечено, что в городе необходимо и дальше выявлять предприятия, которые следует передавать в конкурентную среду либо в доверительное управление. Эксперты выражают уверенность, что именно такой подход и прорывная приватизация в сфере коммунального хозяйства могут повысить эффективность предприятий, а также сократить расходы акимата на их содержание. Например, в 2016 году в Алматы были отданы в частные руки 20 объектов государственной собственности. Из них большая часть на тот момент была убыточна, однако ситуация стала меняться, так как новые владельцы понимают, что если они не смогут эффективно управлять, то будут нести в первую очередь убыток из собственного кармана.

Это дисциплинирует и повышает отдачу. Как известно, был приватизирован «Алматыэлектротранс», в свое время государственное предприятие вновь демонстрирует хорошие показатели, приведены в соответствие международным стандартам пассажирские перевозки города, сохранены рабочие места, погашается задолженность. При этом стоит отметить, что жители не должны беспокоиться из-за передачи объектов коммунальной собственности в конкурентную среду, предполагая, что акимат снимает с себя ответственность, наоборот, если городские власти видят, что частник не справляется, то объект может вернуться в управление мэрии. И это также дополнительный стимул для бизнеса развиваться, вкладывать в замену устаревших механизмов на объектах коммунального хозяйства, иметь доверительный диалог с пользователями услуг.

Акимат Алматы сделал максимально прозрачной и привлекательной приватизацию объектов коммунальной собственности для бизнеса. Законодательство, регулирующее процедуру приватизации, было максимально упрощено, снижены требования к участникам приватизации, в виде отсутствия дополнительных условий, за исключением сохранения профиля для организаций, обеспечена прозрачность проведения аукциона и тендера в электронном виде, сокращены сроки процедуры приватизации. О прозрачности процедуры свидетельствует и то, что вся информация о приватизируемых объектах коммунальной собственности по мере подготовки на продажу размещается на веб-портале реестра государственного имущества www.gosreestr.kz, на сайтах акимата и управления финансов, также в республиканской газете «Закуп инфо» и в газетах «Вечерний Алматы», «Алматы ақшамы».

Весь этот перечень удобств позволил, например, только в 2016 году, когда в южной столице прошел основной этап второй волны приватизации, передать в конкурентную среду 20 объектов АО «Алматыметрокурылыс», ТОО «Хозяйственное управление города Алматы», ГКП на ПХВ «Алматы тазалық» акимата города Алматы" и другие.

В управлении финансов Алматы подчеркивают, что приватизация объектов коммунальной собственности позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны, повысит качество услуг, поскольку частными субъектами будут привлекаться более квалифицированные и опытные специалисты. При этом государство будет ориентировано на более важные социальные задачи и создание условий для работы частных субъектов, не отвлекаясь на хозяйственную деятельность организаций.

Еще один фактор, который демонстрирует, что все объекты коммунальной собственности по городу передаются в частные руки через максимально прозрачную и эффективную процедуру — это контроль со стороны городской палаты предпринимателей. С начала реализации программы на заседании комиссии палаты предпринимателей было изучено как минимум пять объектов коммунальной собственности и пять — коммунальной недвижимости. Прошла адресная продажа двух объектов коммунальной собственности — ТОО «Almaty Trade Consultind» и ТОО «Школа Архимеда» — участникам, имеющим право преимущественной покупки. Тщательно изучены объекты, выставленные на коммерческий тендер и аукцион.

Как заметила эксперт Палаты предпринимателей Алматы Алма Турлыбаева, участие представителей палаты позволяет сделать процедуру приватизации максимально честной, это элемент объективной оценки, ведь функции экспертов заключаются в том, чтобы процесс рассмотрения выставленных объектов и информация по ним были доступными и понятными. Это касается финансового состояния выставленного объекта, информации по прежнему арендатору данного объекта, так как участие государства не всегда определяется ста процентами. Еще один вопрос — это объективная оценка приватизируемого имущества, подчеркнула она.

Эксперт Института экономических исследований Алишер Хамидов заметил, что приватизация объектов коммунальной собственности в таком крупном городе, как Алматы, процесс закономерный и правильный. По его словам, государство всегда плохо управляет такими системами, и для госмашины они кажутся чем-то несущественным, в отличие от частника, который понимает, что необходимо вкладываться в приобретенные объекты, чтобы они нормально функционировали и можно было на них зарабатывать. Он привел в пример США, где коммунальное хозяйство — высокодоходный бизнес в руках частников, и они понимают, что это хорошее вложение средств.

«Думаю, ход приватизации объектов коммунальной собственности в Алматы достаточно динамичный. Все не может быть абсолютно гладко, и если есть шероховатости, то их можно исправить, главное — весь ход разгосударствления взят под контроль городскими властями. Ключевым моментом является то, что есть понимание необходимости передавать такие объекты в конкурентную среду. Первоначально люди могут воспринимать это негативно, боятся, что им хуже будут оказывать слуги, в реальности все происходит наоборот, ведь о качестве заботится именно тот, кто работает в условиях конкуренции, а когда государство было, так сказать, монополистом в этом вопросе, то их потребности в повышении качества, по сути, не было. Есть положительный мировой опыт в этом вопросе: коммунальное хозяйство должно быть в частных руках, и видится, что городские власти Алматы пошли по правильному пути», — заключил эксперт.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

28.04.2018 7:45 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.