Когнитивные искажения
Когнитивные искажения (cognitive biases) – ошибки, которые человек совершает в процессе обработки и хранения информации. Когнитивная психология объясняет эти систематические ошибки несовершенством человеческого мозга, который использует эвристические процедуры для принятия решений.
Во многих ситуациях эти «упрощенные» процедуры адекватны и полезны, потому что позволяют человеку быстро выбрать оптимальный способ действий. Но в некоторых случаях искажения восприятия, неточные суждения, нелогичные интерпретации могут приводить к принятию неэффективных в данной ситуации решений.
Когнитивные искажения в биржевой торговле
На данный момент психологи насчитали несколько десятков когнитивных искажений. Для людей, занимающихся биржевой торговлей, наиболее интересны несколько из них.
Эффект подтверждения. Люди избегают информации, не соответствующей их мнению. Такое искажение может ограничивать трейдера в поиске прибыльных идей.
Эвристика доступности. Эмоциональные события вспоминаются легче, поэтому они чаще «всплывают» при оценке вероятностей будущих событий. Например, пострадавший в кризис будет постоянно готовиться к следующему, и таким образом упускать выгодные сделки.
Поспешное обобщение, которое еще называют законом малых чисел. Люди имеют тенденцию принимать решение, не имея достаточного числа доказательств (иногда всего лишь по одному наблюдению). В трейдинге это может приводить к тому, что торговая система тестируется на небольшом количестве последних данных.
Эффект якоря (эффект привязки). Если человеку показать какое-либо число, а потом попросить оценить какой-нибудь численный параметр, то его оценка будет зависеть от показанного числа – даже если это число не имеет никакого отношения к оцениваемому параметру. Как результат, трейдеры могут неадекватно оценивать будущие прибыли по прошлым результатам.
«Желаемое за действительное». При построении прогнозов люди уделяют много внимания тому, что приятно, а не тому, что реалистично. Если трейдер попадает в такую ловушку, он может использовать торговые стратегии со слишком высоким уровнем риска.
«Ошибка игрока». В принятии решений люди считают, что вероятности будущих событий связаны с предыдущими событиями – даже если они знают, что это не так. Примером такого эффекта будут трейдеры, которые считают, что после сильного падения бумага обязательно должна «отскочить».
«Я так и знал», или эффект знания задним числом. После того как какое-то событие произошло, люди считают, что так и должно было случиться – хотя заранее они бы не стали утверждать это так уверенно. Этот эффект приводит к тому, что трейдеры преувеличивают свои способности предугадывать движения рынка.
Заблуждение «слепое пятно»
На разных людей когнитивные искажения влияют в разной степени, но в той или иной мере они сказываются на всех. Понимание своей личности и отслеживание когнитивных ошибок помогают трейдерам избегать психологических ловушек, связанных с искажениями в принятии решений
Интересно, что, как показали эксперименты, люди совершают ошибки в обработке информации, даже когда они знают о них. Психологами этот эффект был назван «слепое пятно относительно собственных когнитивных искажений».
Убыточный вывод: Невозможно контролировать свои ошибки, даже если знаешь о них.
Прибыльный вывод: Когнитивными искажениями называют систематические ошибки в обработке информации. Некоторые из этих искажений могут оказывать существенное влияние на принятие неэффективных решений в биржевой торговле.