Казахстанским экспортерам не хватает мотивации и господдержки
Казахстанский бизнес не очень активно выходит на экспортные рынки и зачастую не всегда владеет информацией об «экспортных нишах». Более того, до сих пор нет слаженной деятельности в рамках единого экспортного окна по линии нацкомпании «Казахэкспорт». Об этом в правительстве заявил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы провели анализ структуры и динамики экспорта казахстанских несырьевых товаров. И сформировали перечень несырьевых товаров, экспорт которых нужно постоянно развивать. В экспортной стратегии мы распределили рынки сбыта — на рынки приоритетные, высокого и менее высокого интереса. Первый анализ у нас состоялся по рынкам высокого интереса — Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Иран, Украина и Турция. Предварительный анализ у нас подготовлен. В ближайшее время мы направим его отраслевым ведомствам», — сообщил Тимур Сулейменов.
Казахстан экспортировал продуктов на $2 млрд
В МНЭ РК также выявили, что у казахстанских предприятий довольно низкая готовность «делать что-то даже на перспективных рынках сбыта».
«Внутренняя и внешняя конкурентоспособность у нас низкая. Например, по Республике Беларусь мы делали анализ по перспективным 47 экспортным позициям. По 39 экспортным позициям не было интереса со стороны казахстанских предприятий. Вообще! Только всего по 8 позициям из 47 мы выявили потенциальных экспортеров, которые заинтересованы в выходе на белорусский рынок, привлечении финансовых ресурсов и других мерах государственной поддержки. Поэтому ключевым для нас является вопрос поднятия конкурентоспособности казахстанских предприятий», — рассказал глава ведомства.
Вторым перспективным аспектом, учитывая большую отдаленность отечественных предприятий от рынков сбыта потенциальных стран-партнеров — является снижение транспортных издержек.
«Здесь, конечно, мы должны идти очень аккуратно, потому что мы члены ЕАЭС и ВТО. Соответственно, прямых экспортных субсидий по экспортным маршрутам мы не можем допускать. Мы должны двигаться по направлению снижения общего тарифа», — заверил Тимур Сулейменов.
В то же время, министр заметил, что набор инструментов финансовой и нефинансовой поддержки в Казахстане более или менее соответствует всем лучшим практикам стран ОЭСР.
«Первое, чего нам не хватает — это объема. То есть, у нас примерно 0,2 — 0,3% от ВВП направляется на поддержку экспорта. В некоторых странах эта доля составляет до 4 — 5%. Те, кто достиг значительного прорыва в экспорте, большие суммы денег направляют на поддержку и стимулирование экспорта. Поэтому без наращивания финансовой поддержки государства, в этом направлении тяжело будет реализовать наш экспортный потенциал», — сказал министр национальной экономики.
Аграрии заново открыли для себя рынки Ближнего Востока и Евросоюза
По словам Тимура Сулейменова, сегодня среди предпринимателей имеется спрос на анализ рынков. Ведь во многом бизнесмены даже не знают, куда можно экспортировать, где существует спрос на их продукцию, какие тарифные или нетарифные меры работают, какие регулятивные режимы существуют в том или ином государстве. То есть, как отметил глава ведомства, «предприятию средней руки самостоятельно очень сложно разобраться в требованиях законодательства». Тем более, если это иностранное государство и законодательство доступно на иностранном языке.
«Поэтому, на наш взгляд, в „Казахэкспорте“ нужно усилить и решительно развивать прогнозно-аналитическую функцию. Это большой блок работы, которая должна постоянно обновляться, исходя из регулятивного режима стран высокого и приоритетного экспортного интереса. К тому же, следует активизировать работу „Казахэкспорта“ в рамках единого окна. У нас общего экспортного окна нет, потому что имеются меры, которые предоставляет нацкомпания „Казахинвест“ или меры, идущие по линии „КазАгро“. Поэтому институциональные меры по усилению „Казахэкспорта“ крайне необходимы», — заверил Тимур Сулейменов.