Казахстанская fashion-индустрия — какая она?
В преддверии Нового года отечественный рынок одежды пребывает в фазе очень медленного развития, делятся казахстанские дизайнеры. На фоне курсовой нестабильности продажи падают, а аренда бутиков растет. По мнению руководителя магазина казахстанских брендов Жанар Сулейменовой, отсутствие финансов у молодых модельеров остается главной проблемой индустрии моды в стране.
«Конечно, развитие fashion-индустрии в стране идет, но очень медленно. Нынешний год был достаточно тяжелым. Курсовая нестабильность этой осенью всерьез обвалила покупательскую способность населения. В связи с этим мы просим у госорганов финансовой поддержки для покрытия арендной платы за торговое помещение. Поскольку многие талантливые модельеры просто не могут себе этого позволить в крупных торговых центрах класса А», — рассказала в интервью «Капитал.kz» Жанар Сулейменова после деловой встречи казахстанских дизайнеров в Астане.
- Так ли важно снимать помещение в самых дорогих торговых центрах?
— Конечно, можно работать в мелких торговых центрах, но там намного меньше проходимость и практически нет клиентов. Все стремятся работать рядом с крупными игроками. Однако рядом с такими брендами аренда в среднем достигает $100 за квадратный метр. Это очень дорого, учитывая, что для нормальной работы необходимо не менее 100 квадратов.
— Какой еще помощи вы добиваетесь от государства?
— В первую очередь это поддержка, а вернее уменьшение налогообложения при ввозе оборудования. Сюда относятся швейные и вязальные машины и еще много различного оборудования. Также это фурнитура, ткани, нитки. Очень плохо, что сегодня нулевые ставки на импорт товара или оборудования распространяются только на крупные предприятия в рамках свободной экономической зоны. Все-таки в данном вопросе нужно также уделять внимание малому и среднему бизнесу.
В ответ на доводы модельеров в НПП «Атамекен» поясняют, что они, как и все остальные игроки, могут работать только в рамках действующего законодательства.
«Дело в том, что все пошлины в Казахстане устанавливаются в рамках Таможенного союза. У каждой страны есть определенный процент этих пошлин. Поэтому если сократить или убрать те или иные пошлины, это автоматически негативно отразится на бюджете страны. И потом, мы не можем единолично принимать такие решения. Это решается только на уровне Евразийской экономической комиссии», — пояснил директор департамента обрабатывающей промышленности нацпалаты Арман Мамбетаев.
Между тем другой проблемой для казахстанских модельеров является отсутствие возможности участвовать в международных показах хотя бы внутри ближнего зарубежья. Определенной господдержки просит и основательница одного из казахстанских брендов Белла Сатмырза.
«Я училась в Милане. Учитывая свой заграничный опыт, хочу сказать, что именно за границей большой акцент делают на предоставление стипендии молодым дизайнерам для участия в выставках. В Казахстане же мы ограничиваемся только проведением fashion week, и, собственно, на этом все», — рассказала Белла Сатмырза.
По ее словам, многим дизайнерам, конечно, хотелось бы развивать свой бренд за границей. Однако это стоит очень дорого.
«Например, в Москве есть самый крупный выставочный центр. Но трехдневное участие там стоит не меньше $3000. Плюс еще перелет и проживание. Не говоря уже о затратах на саму коллекцию. Хотелось бы, конечно, чтобы государство хотя бы частично покрывало эти затраты. Тем более что мы представляем казахстанские бренды за рубежом», — считает модельер.
Наряду с этим отечественные дизайнеры все в один голос говорят о том, что именно в рамках больших выставок и биеннале наши производители могут выйти на оптовых закупщиков со всего мира. И, соответственно, получать огромные заказы на пошив одежды.