Катарцы за один день ЧМ потратили на Никольской ₽8 млн на четыре покупки
Иностранцы потратили во время чемпионата мира по футболу 39 млрд руб., выяснил Сбербанк. В один из первых дней соревнования на Никольской катарцы совершили четыре покупки на 8 млн руб. Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Общие расходы иностранцев в европейской части России за время чемпионата мира по футболу (14 июня — 15 июля) составили около $1,5 млрд, говорится в исследовании Сбербанка (есть у РБК), который провел анализ расходов по иностранным картам через свои системы (банкоматы и эквайринговые терминалы) в дни проведения чемпионата мира по футболу. В период проведения чемпионата расходы иностранцев на территории европейской части России выросли в 2 раза по сравнению с тем же периодом в 2017 году, на который пришлось проведение Кубка Конфедерации, говорится в исследовании.
Только по системам Сбербанка за время чемпионата мира по футболу иностранцы потратили в России 39 млрд руб., что в два раза больше показателей 2017 года, отмечает банк. В эту сумму вошли транзакции по картам, выпущенным за пределами России, в том числе снятие наличных в банкоматах, а также операции по обмену наличной валюты на рубли.
Visa назвала «победителей» по расходам на стадионах на групповом этапе ЧМ Общество
Наибольший прирост год к году — в 18 раз — отмечен в Саранске, далее следуют Краснодарский край (4,9 раза), Самарская область (4,6 раза) и Нижегородская область (4,1 раза). «На фоне такого выдающегося роста изменения расходов в Москве и Санкт-Петербурге, составившие 2 раза и 1,9 раза соответственно, выглядят скромно», — следует из отчета трат иностранных гостей.
За период чемпионата Сбербанк обслужил в своей эквайринговой сети клиентов из 194 стран, не считая Россию. Месяцем ранее банк обслужил 187 стран. Новыми странами, карт из которых не было в прошлом периоде, стали Эфиопия, Вануату, Тонга и Гвинея-Бисау.
Количество уникальных иностранных банковских карт (карт, по которым за анализируемый период была совершена хотя бы одна транзакция), обслуживаемых в эквайринговой сети Сбербанка, увеличилось в 3,5 раза — до 899 тыс.
Расточительный Катар
16 июня — на третий день проведения чемпионата мира по футболу — приезжие из Катара совершили четыре покупки на сумму 8 млн руб. на главной футбольной улице Москвы — Никольской, зафиксировал Сбербанк. В исследовании не говорится, на какие именно покупки катарцы потратили такую сумму.
Феномен Никольской: кто зарабатывает на футбольном карнавале Бизнес
Именно Катар станет страной-хозяйкой следующего Чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2022 году. В связи с этим в дни чемпионата мира в городах, где проходили матчи, были организованы площадки, на которых рассказывалось об истории и культуре Катара, в Москве в Парке Горького открылся павильон «Мажлис Катар», посвященный ЧМ-2022, а эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани посетил финальный матч в «Лужниках».
Оборот в эквайринговой сети Сбербанка на Никольской за весь период чемпионата по картам иностранных эмитентов вырос почти в 3,5 раза и составил 220 млн руб. Больше всех на Никольской потратились держатели карт из Китая — 50 млн руб., Мексики — 22 млн руб., США — 16 млн руб., Катара — 12 млн руб. Пик операций пришелся на 18 июня, когда клиенты за один день совершили покупки на 12,5 млн руб.
Средний чек на фанатской улице составил 8800 руб. по сравнению с 6500 руб. в предыдущий период.
На что тратят иностранцы?
Если смотреть на разбивку трат иностранцев, то самая крупная статья расходов — это «прочее» (12 млрд руб.). Среди других самых популярных статей расходов оказались отели (5 млрд руб.), рестораны и фаст-фуд (6,1 млрд руб.) и авиакомпании (1,4 млрд руб.). Что касается отелей, то совокупная цифра по стране даже больше, отмечают авторы исследования: болельщики пользовались самыми разными типами жилья и необязательно оплачивали его картой или рублями. «Многие [заранее] оплатили туры или воспользовались международными системами бронирования», — указывают авторы исследования. Однако прирост год к году в отелях — около 4%.
Пицца «Дзюба» и булочка «Акинфеев»: бизнес подводит первые итоги ЧМ-2018 Бизнес
Транспорт обошелся гостям в 4–6% от всех трат. Авиаперевозчики получили за свои услуги 1,377 млрд руб., что в 2,46 раза превосходит показатели прошлого года. А вот болели приезжие — в медицинском смысле — не много. В аптеках фанаты оставили 470 млн руб. — рост лишь на 5% год к году.
Наибольший всплеск расходов год к году зарегистрирован в спортивных товарах. Их купили в 9,2 раза больше, чем в 2017 году — иностранные гости потратили по этой статье более 3,4 млрд руб.
Кто самый щедрый?
Даже если анализировать две самые крупные статьи — проживание и питание, — можно выделить яркую специфику в потреблении, пишут авторы исследования. «Представители стран с наиболее высоким подушевым доходом не желают экономить на комфорте». — отмечают они.
Так, доля затрат на отели у гостей из США, Великобритании, Германии, Австрии превысила 20% от их общих расходов. По этому показателю они более чем в четыре раза обогнали гостей из Латвии, Белоруссии, Эстонии и Украины, у которых существенная доля затрат пришлась на супермаркеты.
Внефутбольная битва: Nike выиграл ЧМ-2018 среди спортивных брендов Бизнес
На США приходится пятая часть совокупных трат на рестораны и сувениры — 713,76 и 176 млн руб. соответственно. Китайцы и жители Катара тратили на одежду 26% и 45% всех расходов соответственно, по картам из Европы и США этот показатель всего 10–15%.
«Выделяются болельщики из Китая, предпочитавшие покупку ювелирных изделий и часов», — говорится в исследовании Сбербанка. Так, представители КНР обеспечили 65,1% расходов на косметику (451,27 млн руб.) и 38,6% спроса — на украшения (404,2 млн руб.).