Кандидат на вылет: почему власти пригрозили остановить полеты Azur Air
Росавиация ограничила срок действия сертификата эксплуатанта чартерной авиакомпании Azur Air, обнаружив недостатки в летной годности ее самолетов. Если до 20 марта компания не устранит нарушения, она прекратит полеты Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
Исправление нарушений
В пятницу, 2 февраля, Росавиация сообщила, что по итогам внеплановой проверки Azur Air в декабре 2017 года в ее деятельности были выявлены «несоответствия и недостатки, касающиеся вопросов поддержания летной годности воздушных судов и организации летной работы». Azur Air не устранила замечания в полном объеме и в результате было принято решение ограничить срок действия сертификата эксплуатанта авиакомпании до 20 марта.
«При устранении всех нарушений ограничения могут быть сняты в соответствии с законодательством. В ином случае с 21 марта авиакомпания может прекратить выполнение полетов», — предупредила Росавиация. О каких именно нарушениях идет речь, представитель Росавиации не сказал.
В самой авиакомпании РБК заверили, что по результатам декабрьской проверки Росавиации замечания были устранены и предоставлены отчетные документы. «Но, видимо, что-то не устроило в них регулятора, будем корректировать», — сказала представитель Azur Air. В ближайшее время компания подготовит повторный ответ для Росавиации и представит документы, свидетельствующие об устранении замечаний, говорится в сообщении авиаперевозчика.
Сейчас Azur Air продолжает свою операционную деятельность и выполняет коммерческие воздушные перевозки в полном объеме, заявил ее представитель. По его словам, «компания является стабильным предприятием с точки зрения финансово-экономического состояния».
Если бы Росавиация обнаружила в деятельности Azur Air серьезные нарушения, то отозвала бы у нее сертификат, не раздумывая, отмечает руководитель информационно-аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. В случае же с Azur Air, скорее всего, речь идет о неправильно оформленных бумагах, считает он. Фактически это не влияет на безопасность полетов, но поскольку этот вопрос касается летной годности самолетов, то авиавласти серьезно относятся к всем деталям, добавляет он.
Ужесточение контроля за авиаперевозчиками произошло после краха «ВИМ-Авиа» осенью 2017 года, когда около 40 тыс. пассажиров не смогли вовремя вернуться в Россию из-за финансовых проблем авиакомпании. Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов отмечает, что сейчас Росавиация действует на опережение, помня о негативном опыте с «ВИМ-Авиа». Тогда ведомство вмешалось и ограничило срок действия сертификата уже после того, как начались массовые задержки рейсов.
Незадолго до ограничения сертификата Azur Air произошел инцидент с ее самолетом: в среду, 31 января судно, летевшее, на Кубу совершило экстренную посадку в США, штат Нью-Джерси, из-за неисправности двигателя, сообщало российское консульство. На борту самолета находились 294 пассажира и 14 членов экипажа. Но представители самой авиакомпании говорили, что посадка была совершена из-за повышенного расхода топлива. А представитель Росавиации сказал РБК, что этот инцидент не повлиял на ее предписание.
Риски для пассажиров
Несмотря на предписание Росавиации, Azur Air продолжает выполнять полеты и на ее сайте можно купить билеты на рейсы и после 20 марта. Azur Air является стратегическим партнером туристического оператора Anex Tour. Его гендиректор Азамат Шамырканов сказал РБК, что авиакомпания до марта продолжает осуществлять полеты, поэтому никаких проблем для клиентов туроператора нет. «Что будет дальше, посмотрим. Уверен, что такой необходимости (помогать материально авиакомпании. — РБК) не будет», — добавил Шамырканов.
У перевозчика достаточно времени, чтобы исправить нарушения и не допустить веерных задержек, как это было с «ВИМ-Авиа», отмечает Юминов из Raiffeisenbank. Тогда, в сентябре 2017 года, в конце сезона отпусков, обязательства «ВИМ-Авиа» перед пассажирами выполняли семь российских авиакомпаний, включая саму Azur Air. На эти цели из госбюджета было выделено 200 млн руб. и еще 1,8 млрд руб. предоставил «Аэрофлот». Рисков повторения критической ситуации в марте, на который приходится «низкий» туристический сезон, намного меньше, добавляет он.
Если же Azur Air не исправит нарушения и Росавиация наложит дополнительные ограничения на ее сертификат (например, запретит летать за границу) или просто его аннулирует, то пассажиры смогут сдать билеты и вернуть деньги обратно, говорит Юминов. Если авиакомпания не сможет полностью выполнять свои обязательства перед пассажирами, это также может быть поводом для обращения в суд, добавляет адвокат юридической фирмы Art de Lex Кирилл Дозмаров. Пассажир может попытаться взыскать компенсацию за причиненный моральный вред, но, исходя из судебной практики, речь может идти о незначительных суммах, предупреждает он.
Успешный взлет
Azur Air — правопреемник авиакомпании «Катэкавиа», «дочки» UTair, с 1995 года летавшей по внутренним рейсам. Как писал журнал РБК, в 2014 году руководство UTair решило выделить чартерное направление в отдельную компанию, а затем она была продана. Новым владельцем Azur Air стала компании «Ван2флай», принадлежащая Анне Фукаловой (55%) и Наталье Кочкар (45%), согласно базе данных СПАРК. Выручка компании в 2015 году составила 12,4 млрд руб., в 2016-м — 21 млрд руб. Azur Air стала первой чартерной компанией, попавшей в рейтинг РБК-500.
Таких показателей удалось достичь благодаря тому, что компания обновила парк, закупив самолеты Boeing, и начала работать с туристическим оператором Anex Tour, который заполняет большинство ее рейсов.
Согласно данным Росавиации, Azur Air по объему перевезенных пассажиров занимает восьмое место среди российских авиакомпаний. По итогам 2017 года она перевезла 3,7 млн пассажиров, что на 60% больше, чем в 2016 году.