Канат Бозумбаев рассказал о ситуации с бензином
Министр энергетики Канат Бозумбаев в ходе заседания правительства сообщил, что проблем с обеспечением населения бензином в Казахстане нет, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В Астане на всех крупных сетях — (бензин. — Ред.) без ограничений, в том числе на КазМунайГазе, ГазпромНефти и Синойле. Также во всех регионах на четырех крупных сетях. На АЗС цена на бензин составляет 160−161 тенге. Стоимость складывается из цены российского бензина, он дорогой. Если продавать его в Астане „чисто“, то цена 175−180 тенге должна быть на АИ-92, потому что он дорогой. В России он стоит 220 тенге. Поэтому соотношение бензина на рынке в октябре было: российского — 40%, казахстанского — 60%. Исходя из этого, цена получается 160−161, чтобы безубыточной получилась реализация топлива», — пояснил глава ведомства.
Канат Бозумбаев: Павлодарский НПЗ запущен
Как подчеркнул министр, Павлодарский нефтехимический завод был запущен 3 дня назад, и на сегодня первая продукция в размере 1200 тонн была отправлена в Восточный Казахстан, Павлодарскую область, Северный Казахстан и Акмолинскую область.
«И несколько дней в этом режиме 1200−1500 тонн в сутки будет 92-й бензин вырабатываться. Через три-четыре дня в соответствии с технологическим регламентом включится установка каталитического крекинга. 3000—3500 тонн пойдут уже в Караганду и Алматы», — рассказал о ситуации Канат Бозумбаев.
При этом спикер не стал отрицать, что цена на бензин на некоторых АЗС может быть дороже. «Да, на маленьких заправках, которые напрямую привозят российский бензин и которые не купили казахстанский, цена может быть выше. И надо просто пройти этот этап», — отметил Канат Бозумбаев.
Он вновь напомнил, что в ноябре ожидается коррекция цен на топливо. «Это такой процесс, который не делается в один день. Потому что завезено, отправлено на сегодня порядка 95 тыс. тонн российского бензина в Казахстан. Он дорогой. Его должны продать. Постепенно его доля будет уменьшаться, в ноябре мы предполагаем, что снизится его доля до 25−30%. Механическая модернизация Павлодарского НХЗ завершена. Я думаю, в этом году мы объявим о том, что он модернизирован. И все ключевые показатели КазМунайГаза по моему поручению будем вам обязательно в открытом режиме показывать», — проинформировал министр.
Между тем Атырауский нефтеперерабатывающий завод начнет выпускать бензин стандарта К-4 и К-5 ко Дню независимости, так как модернизация предприятия завершается.
Минэнерго: проблем с бензином на юге и востоке Казахстана нет
«КазМунайГаз взял обязательства, предполагаем, что ко Дню независимости уже по обновленному циклу с включением установки каталитического крекинга будет выпускаться новая продукция по классу К-4, К-5. В Шымкенте первый этап был завершен летом, второй этап будет завершен во втором полугодии следующего года», — отметил он.
Канат Бозумбаев пояснил, что «исторически только на Павлодарском НПЗ с советских времен была установка каталитического крекинга, позволяющая увеличивать глубину переработки и получать высокооктановый бензин».
«Мы с 2013 года импортировали российский бензин, потому что в Казахстане увеличивалось потребление (топлива. — Ред.). К сожалению, на него (рост потребления. — Ред.) адекватного реагирования в те годы не было. И с 2013—2014 годов наши заводы перестали стопроцентно выполнять потребности растущей экономики, тогда было принято решение о модернизации НПЗ. Да, оно затянулось, но осталось буквально пару месяцев по Павлодару и Атырау и где-то полгода по Шымкенту. В следующем году ближе к 100% мы будем выполнять потребности по бензину», — пообещал Канат Бозумбаев.