Каким для экономики Казахстана будет 2018 год?
На фоне положительных ожиданий правительства, Национального банка РК и глобальных финансовых институтов отечественные эксперты испытывают противоречивые ожидания по поводу уровня инфляции и размера ВВП в 2018 году. Некоторые из них в разговоре с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz скептически оценили официальные прогнозы. Другие доверяют им, но предлагают не расслабляться.
Учитывая тотальную импортозависимость Казахстана, инфляция в стране никак не может быть низкой, считает аналитик Smart Ticks Арман Бейсембаев. Цены на товары продолжают расти, а по отдельным группам они как минимум удваиваются ежегодно. По итогам 2018 года инфляция в среднем составит 10−15%, считает он.
Ключевым фактором в этой ситуации будут цены на нефть. Есть основания полагать, что в следующем году они не вырастут, более того, есть вероятность, что цена ближе к середине года начнет снижаться. Тогда и курс тенге ослабнет, а цены на товары вырастут, аргументировал наш собеседник.
Что касается заявления главы Нацбанка Данияра Акишева, который озвучил, что в следующем году «целевой ориентир инфляции определен на уровне 5−7%», то официальным данным и прогнозам никто не верит, считает Арман Бейсембаев.
«Нужно понимать, что эти данные практически всегда и во всем мире занижаются. Где-то незначительно, а где-то в разы. В нашем случае, я думаю, речь как раз идет о занижении как минимум в два раза. Поэтому есть смысл официальные данные по инфляции на 2017 год смело умножать на два, чтобы получить хотя бы приблизительное представление о ее масштабах», — сказал он.
При условии сохранения нынешней денежно-кредитной политики Нацбанка, согласованности действий правительства и регулятора уровень инфляции окажется в коридоре 5−7% в 2018 году, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов. В начале года инфляция может замедлиться, а после июня — ускориться. В значительной степени влияние на нее окажет базовая ставка регулятора, добавил он.
В данный момент нет фундаментальных оснований предполагать, что инфляция в наступившем году выйдет за пределы таргетируемого Нацбанком уровня в 5−7%, считает в свою очередь директор аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Павел Афанасьев.
Более того, могут возникнуть и дефляционные риски — снижение цен в силу факторов слабеющего спроса, что напрямую зависит от уровня реальных денежных доходов.
Инфляция может снизиться, если наметившиеся в прошлом году тенденции продолжатся. Речь идет о росте горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
«Ну и, конечно же, более благоприятная внешняя конъюнктура и стабильный курс тенге создают неплохой фундамент для снижения инфляции. Кстати, цены на нефть прогнозируются на текущих уровнях, что в условиях роста добычи выступает положительным фактором», — заметил эксперт.
Рост ВВП Казахстана в 2017 году может оказаться выше 4%
К обещаниям правительства относительно экономического роста в 2018 году Арман Бейсембаев относится скептически. Напомним, министр экономики Тимур Сулейменов заявил, что ВВП Казахстана в 2018 году составит 3,1%. Реальный экономический рост в стране снижается с 2013 года, заметил Бейсембаев. В 2015 году его не было в связи с масштабной девальвацией тенге. В 2016 году динамика ВВП была отрицательной, так как компании малого и среднего бизнеса закрывались, размеры зарплат и количество рабочих мест сокращались.
«Тенденция продолжилась и в этом году. У меня нет оснований полагать, что кардинальные изменения произойдут в 2018 году. Для них нужны большие структурные реформы», — добавил наш собеседник.
При этом в стране есть отрасли, которые имеют хороший потенциал роста и способны увеличить размер ВВП, считает он. Строительный сектор обладает большим мультипликативным эффектом. В стране реализуются различные инфраструктурные проекты, но их масштаба недостаточно, для того чтобы сильно повлиять на экономику в целом.
«Вы видите масштабные стройки и обновление жилого фонда по всей стране? Я нет. А значит, потенциал стройотрасли задействован далеко не на полную мощность», — сказал Арман Бейсембаев.
Компании могут успешно работать только в понятной и стабильной бизнес-среде, которая включает в себя защиту частной собственности, предсказуемую налоговую политику. В качестве примера он привел США. В прошлом году администрация Дональда Трампа провела масштабную налоговую реформу. Однако до этого налоговая политика Штатов менялась 20 лет назад. В Казахстане же ситуация динамично меняется.
«Приведу простой пример. Согласно последним изменениям в Налоговом кодексе, порог оборота для постановки на учет по НДС в 2017 году был установлен в размере 30 000 МРП, с 1 января 2018 года до 1 января 2019 года — 25 000 МРП, с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года — 20 000 МРП, с 1 января 2020 года — 15 000 МРП. То есть каждый год он будет снижаться, что приведет к тому, что МСБ будет вынужден уходить в тень», — заметил Арман Бейсембаев.
В Казахстане вводится в действие новый Налоговый кодекс
Рост ВВП на уровне 1−1,5% в новом году вполне реален. На первом месте останется нефтегазовый сектор, на втором — строительство и логистика, на третьем — торговля, считает в свою очередь Расул Рысмамбетов.
«Облегчение процедур транзита, скорость прохождения грузовых машин таможенного досмотра сильно бы помогли росту экономики Казахстана. Тогда товары из Узбекистана, Афганистана, Таджикистана, Кыргызстана могли бы в больших объемах доходить через территорию Казахстана до российского и европейского рынков», — пояснил наш собеседник.
Что касается торговли, то в межрегиональном масштабе она не развита, поэтому хорошие дороги, беспрепятственный проезд грузовых машин внутри республики могли бы обеспечить быстрый экономический рост, считает Расул Рысмамбетов.
«Положительно на ВВП мог бы повлиять сельскохозяйственный сектор за счет повышения производительности труда, дробления крупных игроков и развития небольших хозяйств», — добавил он.
Рост ВВП в 2018 году составит 3−4%, спрогнозировал Павел Афанасьев. Однако вопрос в том, каким будет его качество. В 2017 году госрасходы по отношению к ВВП составили максимальные 30% - это очень высокий показатель, свидетельствующий о высокой зависимости экономики от государственной поддержки.
«Хотелось бы, чтобы баланс сил в дальнейшем вновь перераспределялся в пользу других компонентов ВВП, таких как чистый экспорт, потребление, инвестиции», — добавил эксперт.