Как зарабатывать на разножанровом кино в Казахстане?
Казахстанские кинотеатры заработали в прошлом году рекордные 14,1 млрд тенге. Учитывая, что только на 8,8% от общего числа киносеансов был показан продукт отечественной кинематографии, индустрия производства картин продолжает зависеть от государства. Как говорит PR-директор «Казахфильма» Дмитрий Шишкин, «сейчас на „Казахфильме“ около половины картин снимается в копродукции, то есть часть денег дает государство в лице Министерства культуры и туризма, часть продюсеры ищут сами у частных спонсоров и инвесторов». Несмотря на это, время от времени на рынок выходят фильмы, произведенные на частные средства. Чтобы заработать на этих фильмах, продюсеры выходят на рынки соседних стран, как в случае с триллером «Она», или снимают атмосферное кино за пределами Казахстана, как в случае с комедией «Бизнес по-казахски-2».
«Келинка Сабина« одолела «Мстителей»
После спада в 2015 году отечественный кинобизнес восстановился. В минувшем году кинотеатры посетили 14,5 млн человек — рекорд за всю историю казахстанских кинотеатров, что на 7,9% больше предыдущего наилучшего результата, зафиксированного в 2012-м. Вместе с увеличением количества посетителей выросли доходы кинотеатров, пробив отметку в 14,1 млрд тенге. По этому показателю лучшим годом для отечественного кинобизнеса считался 2014-й, тогда казахстанские кинотеатры заработали 12,3 млрд тенге.
На первый взгляд, неплохие результаты показала отечественная киноиндустрия — понятие, объединяющее не только кинопрокат, но и производство фильмов. Во-первых, 1,5 млн кинозрителей выбрали казахстанский фильм, что на 18,3% больше показателя предыдущего года. Во-вторых, по данным исследовательского отдела российского «Невафильма», в топ-10 казахстанского кинопроката попала отечественная комедия «Келинка Сабина-2». Собранные 348,6 млн тенге позволили фильму молодого режиссера Нуртаса Адамбаева занять восьмое место. Результат впечатляет, ведь картина обогнала такие голливудские блокбастеры, повествующие о подвигах супергероев из вселенной Marvel, как «Доктор Стрэндж» и «Первый мститель: Противостояние» (девятое и десятое места соответственно).
Однако количество местных киностудий заметно сократилось. Если в 2015-м их насчитывалось 35, то в прошлом году — всего 26. Общее количество киностудий было бы еще меньше, если не запуск новых компаний в регионах РК и столице страны.
В региональном разрезе наибольшие потери понес Алматы — в городе, который все еще считается центром отечественной кинематографии, закрылись 10 организаций, занятых производством фильмов. Вместе с тем в последние три года число полнометражных художественных фильмов отечественного производства стабильно не превышает дюжины. К сожалению, официальная статистика не предоставляет детальной информации, по которой можно было бы узнать, сколько из 11 полнометражных фильмов, снятых в 2016-м, пошли в производство, благодаря государственному участию и бюджетным деньгам. Но степень государственного участия в киноиндустрии огромна. Достаточно перечислить широко разрекламированные фильмы с участием государства: «Так сложились звезды», «Войско Мын бала», сериал «Алмазный меч» и другие.
В кризис государство сокращает финансирование кинопроизводства. И первыми режутся бюджеты на документалистику. Так, например, в 2015 году полнометражных документальных фильмов было снято 118, а в 2016-м — меньше в 6,5 раза.
Не дорос до полного метра
Казахстанский кинематограф стоит считать бизнесом лишь частично — таково мнение большинства экспертов и участников рынка, опрошенных «Капитал.kz». Проблему Дмитрий Шишкин видит в том, что объем отечественного рынка недостаточен для окупаемости бюджетных фильмов. Как известно, без талантливых кинематографистов, которые за свои навыки просят соответствующую сумму, популярных артистов и современной аппаратуры произвести качественный продающийся фильм невозможно. «Картина с бюджетом около миллиона долларов у нас не имеет шансов окупиться — для этого ей надо собрать в прокате $2 млн. А такие сборы пока показывали только голливудские блокбастеры с бюджетами около ста миллионов долларов», — замечает Дмитрий Шишкин.
Когда оглашают сборы какого-либо фильма, многие думают, что продюсеры заработали точно эту сумму. Но мало кому известно, что кинотеатры забирают почти половину от сборов себе.
«Кроме того, 7% уходит дистрибьюторской компании, рекламный бюджет — от $10 тыс. до $40 тыс.», — перечисляет исполнительный продюсер Kazteleproduct Рустам Юсупов.
Только за вычетом расходов на продвижение и комиссионные кинотеатрам можно примерно предположить, сколько киностудия заработала, а может и понесла убытков.
То, что аудитория казахстанских кинотеатров недостаточна для окупаемости фильмов стоимостью миллион долларов, резко сокращает жанровое разнообразие. «Из сферы кино, как бизнеса, у нас автоматически выпадают, например, исторические картины из-за дороговизны их создания. Здесь не обойтись без помощи государства или других спонсоров. Шансы на окупаемость, как показывает практика, имеют лишь комедии с небольшими бюджетами и криминальные драмы», — говорит Дмитрий Шишкин.
Что до так называемого авторского кино, которое по большей части демонстрируется на международных кинофестивалях и которое получает награды, то оно мало востребовано зрителем. Поэтому даже малобюджетные авторские картины не собирают кассу. «Фактически без государственной поддержки кино как искусство существовать у нас пока не может — только лишь как „попкорновые“ жанры», — полагает Дмитрий Шишкин.
Казахстанский кинематограф сложно назвать бизнесом не только потому, что здесь трудно заработать деньги, но и благодаря методам местных продюсеров, которые сильно отличаются от голливудских, говорит кинокритик Карим Кадырбаев. «В Казахстане готовы вкладываться в один фильм и ждут от него прибыли. В Голливуде, напротив, обычно вкладываются сразу в десяток картин. В этом случае если одни проект окажется провальным, то остальные обязательно покажут себя», — рассуждает кинокритик.
Кино по правилам
Между тем на рынке появляются киностудии, которые стремятся снимать разножанровое кино, тем самым пытаясь разложить яйца по разным корзинам. Как рассказывает продюсер Эрнар Курмашев, два года назад Банк Астаны и Satai Film организовали Astana Film Fund, чтобы снимать сразу несколько фильмов. «Основной задачей было диверсифицировать инвестиции и снимать разножанровое кино. Самое главное — бюджеты у таких фильмов должны быть небольшими и отбиваться на местном рынке», — замечает один из основателей Astana Film Fund.
Впрочем, естественные ограничители казахстанского кинорынка накладывают отпечаток на производство фильма. «У нас есть совет директоров, который одобряет проекты. У каждой ленты есть свой регламент, которому она должна соответствовать. К основным следует отнести то, что фильм должен быть полнометражным, коммерческим и он не должен превышать определенный бюджет, — раскрывает секреты производства фильма в казахстанских условиях Эрнар Курмашев. — Например, мы не будем рассматривать фильм с бюджетом свыше $350 тыс., поскольку такие деньги очень сложно отбить на местном рынке».
Руководство Astana Film Fund на уровне синопсиса делает лимит затрат и уже в него пытается подогнать сценарий. «Когда у тебя есть лимит затрат, то, допустим, самолеты или вертолеты взорвать во время съемок мы не можем. Так как режиссеры — обычно творческие личности, то все эти расчеты ложатся на продюсера. Основной задачей продюсера становится поиск компромисса между тем, чтобы соответствовать бюджету, и интересом зрителя», — рассказывает Эрнар Курмашев.
Казахстанское кино made in USA
Стопроцентной окупаемостью во всей казахстанской киноиндустрии похвастаться могут только единичные фильмы — один из десяти. К числу кассовых режиссеров Рустам Юсупов относит таких кинематографистов, как Нуртай Адамбаев, Акан Сатаев, Аскар Узакбаев. «Это как раз те режиссеры, которые снимают окупаемое кино», — говорит он.
Например, бюджет фильма «Она» (режиссер Акан Сатаев, продюсерский центр Astana Film Fund) не такой уж большой — около 60 млн тенге. Чтобы окупить затраты на производство фильма и еще заработать, Astana Film Fund подписала контракт с международной кинокомпанией «Двадцатый Век Фокс СНГ» с целью выйти на широкий прокат в странах СНГ. Прокат стартует 30 ноября. Курмашев планирует в течение двух месяцев отбить бюджет и еще, как он выразился, «что-то на этом заработать».
«Надеюсь, что на прокате фильма в Казахстане мы полностью отобьем наш бюджет, а уже на прокате в СНГ получим прибыль», — делится планами Эрнар Курмашев. Если триллер «Она» соберет неплохую кассу, то это разрушит стереотип, что казахстанское кино снимают только для местного зрителя, поэтому нельзя раздувать бюджет.
На нестандартные решения пошли и авторы комедии «Бизнес по-казахски», которая, по информации казахстанских СМИ, заработала более 128 млн тенге. Вырученные деньги продюсеры комедии решили пустить на производство второй части, которая почти полностью снималась за пределами страны. «Бизнес по казахски-2» снимался совместно с Gakku Entertainment и Kazteleproduct. Это был первый продакшн, большая часть которого делалась за пределами страны. Около 90% фильма было снято в США.
По словам Рустама Юсупова, обычно в казахстанской киноиндустрии только десятую часть фильма снимают в других странах — и то строго из-за производственной необходимости, обоснованной сюжетом фильма. Например, как рассказывает Дмитрий Шишкин, в Венгрии Ермек Турсунов снимал первые кадры своей новой картины с рабочим названием «Киномеханик». Это были батальные сцены времен Второй мировой войны, там элементарно для этого есть все — и оружие, и макеты необходимые, и натура (бывшие здания завода «Глобус»), и немецкоязычные актеры-массовки, и готовая форма.
В этом плане вторая часть комедии «Бизнес по-казахски», судя по трейлеру, повествующая о невероятных приключениях казахстанских бизнесменов в США, конечно, для аутентичности и погружения в американскую атмосферу, выглядит даже авантюрой.
«Кино мы снимали строго за счет своих ресурсов, без привлечения каких-либо сторонних денег», — подчеркивает Рустам Юсупов. Но собеседник не раскрывает бюджет фильма, в частности, во сколько обошлось желание снять казахстанское кино за пределами Казахстана. Если эта комедия (жанр, которому трудно пробиться в прокат других стран, поскольку юмор обычно понятен людям со схожим менталитетом) окажется коммерчески успешной, то разрушит еще один стереотип, существующий в отечественном кинематографе, что нельзя снимать казахстанское кино за пределами страны.