Как зарабатывать на медиабордах
С 2014 года в Алматы реализуется проект Smart City: в городе создается интеллектуальная информационная экосистема. Это сеть медиабордов, на которых в режиме реального времени отображается актуальная для горожан информация — погода, ситуация на дорогах, срочные сообщения и пр. В 2016 году компания, которая реализует этот проект, запустила продажу франшиз. О том, какой интерес это вызвало у потенциальных франчайзи, а также о рынке рекламы в Казахстане деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Алексей Ан, директор по франчайзингу BillboardVideo Singapore.
«Умный город» имеет потенциал
Smart City — часть инвестиционного проекта «Интеллектуальная информационно-навигационная транспортная сеть г. Алматы — ИИНТС-Алматы». В городе создаются единое информативное покрытие и система визуальной навигации через сеть электронных визуальных медианосителей.
«Несколько лет назад компания увидела серьезный потенциал роста и развития технологий „умного города“: это доказали и лучшие мировые практики, и ее собственный опыт. Кроме того, рынок инновационных рекламных носителей в Казахстане далек от насыщения. Эти факторы и стали основанием для принятия решения о создании единой интеллектуальной информационной экосистемы города», — рассказывает собеседник.
Говорить о том, окупились инвестиции или нет, по его словам, пока рано. Это объясняется тем, что проект долгосрочный и пока идет лишь первый этап его реализации. «Но уже сегодня можем с уверенностью сказать, что мы довольны текущими результатами и ходом проекта», — подчеркивает спикер.
По его словам, прямых конкурентов на рынке Казахстана компания для себя не видит, поскольку «предоставляемые технологические решения Digital Signage уникальны».
Медиаборды: все, что нужно знать горожанину
Для создания интеллектуальной информационно-навигационной транспортной сети Алматы используется технология Digital Signage — информация предоставляется через электронные и цифровые носители, установленные в общественных местах.
С помощью этой технологии можно решать различные задачи. Например, предоставлять Wi-Fi-доступ, обеспечивать видеонаблюдение и тревожные звонки, предупреждать о чрезвычайных ситуациях, отслеживать статус окружающей среды (уровень загрязнения воздуха, уровень потребления электроэнергии). Кроме того, с помощью такой технологии можно предоставлять информацию о городе, городских программах и мероприятиях, о транспорте. Также медиаборды могут работать в сфере аналитики данных — как сенсоры, измеряющие уровень загрязнения воздуха, поток пассажиров и трафик автомашин, могут выполнять функцию рекламных площадок.
«Наши магистральные и дорожные медиаборды являются ключевыми элементами „Интеллектуальной информационно-навигационной транспортной сети Алматы — ИИНТС-Алматы“. Они обеспечивают передачу оперативной городской информации и формируют городскую вывеску как важный элемент городского пространства, а также могут быть использованы как дорожные указатели», — поясняет Алексей Ан.
В качестве примера использования он приводит изменение названия улицы Фурманова на проспект Назарбаева: на установленных медиабордах это изменение было отображено в течение дня после официального объявления.
Франчайзинг дает результат
Программу франчайзинга компания запустила в 2016 году в пилотном режиме. Свое предложение продвигала через рекламу в сети медиабордов, через новостные и деловые СМИ.
Основное условие франшизы — приобретение как минимум одного медиаборда у BillboardVideo Singapore и подключение его к уже существующей сети медиабордов в Алматы. Монетизируется медиаборд с помощью размещения рекламы.
На сегодняшний день франшизу купили уже 10 индивидуальных предпринимателей: они создали собственный бизнес по продаже рекламного контента, общее количество outdoor-медиабордов в единой сети выросло до 49 (к слову, развитие франчайзинговой сети позволило создать более 30 рабочих мест).
Пока программа франчайзинга реализуется только в Алматы, но, вполне возможно, в ближайшем будущем она будет расширена на Астану — таковы планы компании. Исходят эти планы из большого количества полученных запросов по поводу реализации программы в Астане, Шымкенте и других городах Казахстана.
Кроме того, компания планирует осуществить экспансию в Юго-Восточную Азию и начать операционную деятельность по установке решений в Гонконге (КНР), Сингапуре, Шэньчжене (КНР) и Дубае.
Вместе с тем, как считает Алексей Ан, дальнейшее развитие франчайзинга может быть осложнено тем, что потенциальные партнеры могут столкнуться с необходимостью финансирования через коммерческие банки второго уровня — препятствием могут в таком случае выступить существующие процентные ставки и короткие сроки кредитных продуктов.
Рынок рекламы: что происходит в Казахстане
Говоря о развитии рекламного рынка, Алексей Ан отмечает, что индустрия наружной рекламы (out of home, OOH) переходит с традиционных носителей на цифровые рекламные щиты, что расширяет доступные ресурсы, поскольку на одном экране можно проецировать несколько изображений.
«В то же время рекламодатели все больше осознают ценность рекламы „вне дома“, потому что усовершенствованные методы измерения обеспечивают данные по охвату и частоте, сопоставимые с данными других СМИ. Таким образом, рекламодатели могут измерить экономическую эффективность рекламы „вне дома“ по сравнению с другими средствами массовой информации и могут интегрировать ее в свои медиапланы», — поясняет собеседник.
Кроме того, по оценкам экспертов McKinsey, цифровая реклама будет основным драйвером рынка рекламных носителей — 13% роста к 2020 году. Генерируя при этом 83% общего роста в мировом рынке рекламы, в сравнении с 1,7% роста в нецифровой сфере.
Выручка от размещения рекламы на DOOH (digital out of home) обгонит выручку от рекламы на физических носителях в странах с развитым рынком наружной рекламы. Глобальный доход от рекламы, размещаемой в digital signage, составил $11,5 млрд в 2016 году. При этом прогнозируется значительный рост рекламы, размещаемой в digital signage, — до 18 млрд в 2020 году.
На рынке по-прежнему пользуются популярностью большие форматы (билборды и брандмауэры). Спикер ссылается на рекламные агентства и рекламодателей outdoor: они считают, что форматы меньших размеров имеют низкую эффективность. Рекламодатели и агентства рассматривают LED-дисплеи как дополнение к статичным билбордам, поскольку последние дают больший охват города.
«В Казахстане, как и во всем мире, цифровая реклама становится более популярной, чем статичная реклама, мы видим, что фасады и крыши зданий уже оборудуют светодиодными дисплеями, они становятся рекламными носителями. Тем не менее в нашей стране отсутствуют производители LED-дисплеев высокого качества, и это серьезная проблема», — считает эксперт.
Рынок, по его мнению, будет расти и развиваться, поэтому и среднесрочные, и долгосрочные перспективы позитивны. «Для себя же в долгосрочной перспективе мы видим возможность занять лидирующие рыночные позиции благодаря быстрому расширению сети в Алматы и Астане и стать ведущим поставщиком инновационных решений Smart City. Более того, в наших планах — стать крупнейшим оператором по сбору и обработке информации о транспортном потоке и городском трафике», — заключает Алексей Ан.