Как создать бизнес по доставке еды на 10 тысяч тенге
Столичные предприниматели, которые строят бизнес в сегменте общепита, диверсифицируют ассортимент. Популярность набирают бургеры и наборы продуктов, необходимых для приготовления одного блюда на две персоны. Такие услуги на сегодняшний день в Астане оказывают две компании — One More Burger и «Фудис». Основатели обеих в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали об особенностях бизнеса в формате «доставка на дом» и реакции жителей столицы на новый продукт.
Арслан Айнакулов вместе с командой One More Burger в настоящее время проводит работу над ошибками, допущенными за тестовый полугодовой период доставки бургеров. По словам предпринимателя, «обожглись» они как на формировании самого бутерброда, так и на механизмах его доставки.
«Мы не хотим уходить в Fast Food, мы не хотим делать большие заготовительные цеха, работать с общепринятыми продуктами, мы хотим дать людям европейское качество. Это, возможно, даже общепринятые бургеры будут, но иначе приготовленные. Бургеры — еда атмосферная, их желательно кушать внутри заведения, индивидуально, каждый для себя свой бургер найдет, а доставку, как правило, заказывают пары или компании. Мы понимаем, что логистика у нас — левый берег. Та котлета, которую мы жарим, она максимально должна быть в свежем виде, это мясо, оно сочное, если остывает, вкус уже не такой, какой нужен клиенту, это было нашей ошибкой. Сейчас мы работаем над сохранением температуры и логистикой, чтобы максимально быстро довозили, в течение 30 минут», — рассказывает совладелец One More Burger Арслан Айнакулов.
Участники рынка доставки еды свой бизнес называют одним из самых сложных. Тем более, когда проводятся определенные эксперименты с меню. Отработанной, а значит менее рискованной, считается доставка традиционной пиццы, суши, горячих блюд. К примеру, рентабельность бизнеса в доставке пиццы нередко достигает 30%.
«Я общаюсь с разными ребятами, кто суши доставляет, донеры, узбекская кухня. Но там рынок настолько перегретый, хотя и уже сформированный, людям не надо объяснять, что это такое. Донеры — туда в целом направление правильное, но нужно понимать стратегические моменты. Сегодня рынок доставки в целом — это „кровавый океан“. Во-первых, стоимость клиента очень дорогая, то есть привлечение клиента в интернете, я как ориентир дам, может быть, при хорошем раскладе от 500 тенге за клиента, при начинающем раскладе от 1500 тысяч тенге за клиента. Это деньги, вкладываемые в маркетинг, в продвижение — Google, Yandex, Instagram, разные варианты есть, в том числе листовки, лифты, и нужно примерно считать, сколько клиент стоит по факту. Какая здесь рекомендация? Если вы закладываете бюджет, нужно понимать, что вы будете зарабатывать на клиенте со второго или третьего раза, когда один клиент при одном привлечении будет заказывать у вас второй, третий раз, только в этом случае вы будете зарабатывать, от этого нужно исходить в построении бизнеса. И я допускал такие ошибки, не вдавался в подробности калькуляции, но это нужно», — делится опытом бизнесмен.
У Евгения Гаврилова и его партнера не менее тернистый путь к успешному бизнесу по доставке еды. Их продукт еще более необычен для казахстанской аудитории. Фудис — сервис по доставке наборов продуктов для приготовления блюд. Идею ребята заимствовали у россиян, которым в свое время обеспечивали продвижение в интернете. Решение начать аналогичный бизнес в Астане созрело спонтанно, за чашкой чая на кухне столичной квартиры.
«Мы начинали с 10 тысяч тенге. Мы решили, почему бы нам не попробовать и начать с малого, без вложений, как эксперимент, прямо дома, на кухне. Мы купили одноразовую посуду, коробки, упаковку. Запустили „инстаграм“, тизер какой-то оформили. И вот, 5 тысяч тенге мы вложили в упаковку. Вторые 5 тысяч потратили в первую неделю на продукты, это было в 2015 году. На старте у нас была база рецептов, которую нам дали ребята из Оренбурга. Там я не помню, что-то около 100, наверное, было, может, чуть меньше. Нам подошло только около 60, потому что россияне едят свинину, а мы нет. Но мы постепенно дополняли базу. Сегодня эта цифра близится к 200, включая десерты, завтраки, горячие блюда и супы», — рассказал Евгений Гаврилов.
Основные трудности, с которыми пришлось столкнуться основателям «Фудис» — опять же их необычный продукт. Запуск рекламы в интернете не дал результатов, запросы в Google сервиса по доставке продуктовых наборов — минимальные. Сегодня ребята ориентируются только на продвижение в Instagram, и так называемое «сарафанное радио». Эти инструменты позволяют «Фудис» продавать свой продукт с 20%-ной маржой.
«В основном проблемы были в закупе. Когда с полок исчезает какой-то продукт, который мы включили в наши наборы. Бывало такое, что мы ездили в истерике по всем супермаркетам города и скупали там весь зелёный горошек, брокколи, заморозку. Просто приезжали, все выгребали, ехали в следующий магазин», — говорит Гаврилов.
На сегодняшний день в базе «Фудис» порядка 500 клиентов. В штате — 7 сотрудников. Еженедельно компания выполняет около 80 заказов на сумму, близкую к 2 миллионам тенге.