В центре внимания:

Как развивается книжный бизнес

Как развивается книжный бизнес

Последние 2-3 года технологии развиваются галопирующими темпами. В этом контексте, поколение Z, которое родилось в эру бума «цифры» предпочитает поглощать информацию с различных гаджетов: смартфонов, планшетов, электронных книг. Между тем, как отмечают участники книжного рынка, этому поколению не чужды и бумажные книги. «Молодое поколение с удовольствием приобретает книги казахских авторов на казахском языке», — замечает сооснователь книжного магазина «Букинист». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, какие произведения самые востребованные, каков средний чек по книгам и как будет трансформироваться рынок.

Вадим Голенко, генеральный директор «Меломан» и MARWIN

С 1987 года в Усть-Каменогорске наш бизнес начинался с формата киосков звукозаписи, в то время мы называли их балаганами. Поэтому, если говорить о розничном бизнесе в сфере кино и музыки – мы были пионерами в этом направлении. Мы прошли все этапы развития рынка: от музыкальных микрокасет до дисков, пережили несколько девальваций. Кстати, в 80-90-е годы по сути, рынки кинопроката и звукозаписи были никак не защищены законодательно. Можно сказать, что эти рынки были пиратскими.

Как развивается книжный бизнес

Книжным направлением мы стали заниматься с 2006 года, когда к нам пришло понимание, что у общества есть потребность в книгах, в интересных авторах, произведениях. В то время на рынке уже работали книжные магазины. Зайдя в один из них можно было увидеть прекрасных тетушек в тапочках, к которым мне, порой стыдно было обращаться за бульварным развлекательным чтиво. Знаете, в этот момент я всегда чувствовал какую-то неловкость. Например, когда я приходил в такие магазины и спрашивал «Литературные портреты» Андре Моруа, то продавец книжного магазина понимала, что ты из ее клана и тогда мне без чувства вины можно было спрашивать какую-то легкую литературу.

Как развивается книжный бизнес

Формат читальных залов прижился

Уточню, в Алматы мы первые открыли книжный магазин без прилавков, с читальными зонами. Этот опыт мы переняли за рубежом, там книжные магазины отходили от формата библиотек, и мы предположили, что наша публика также должна быть готова к чтению литературы не только дома, но и в рамках магазина. И, как оказалось, мы не прогадали. Между тем, формат «читального зала» для сегодняшнего ритейла не совсем понятен.

Дело в том, что у нас рядом с книжными стеллажами размещены пуфы, на которые можно присесть и просмотреть, почитать интересующую литературу. У нас встречаются ситуации, когда наши посетители присев около книжной зоны могут зачитываться 30-40 минут. И, знаете, это вполне нормально, даже воодушевляет. Но, не так давно от некоторых наших посетителей мы стали получать просьбы о том, чтобы у нас могли продаваться книги, которые никто из читателей никогда не брал в руки. Якобы, кому-то было неприятно брать ранее частично прочитанные в нашем магазине книги. Но, проведя огромный социологический опрос в соцсетях, большинство (80%) опрошенных сообщили, что тот момент, что до них эту книгу кто-то держал в руках, читал – не имеет никакого значения.

Наш магазин работает в формате MARWIN Family, помимо книг предлагаем другую продукцию. Поэтому средний чек только по книгам сложно обозначить. В целом же, наш средний чек по всем позициям, по всем регионам: 4,5-7,5 тыс. тенге, в чеке могут быть и игрушки и конфеты и диски. И это учитывая, что 30% спроса нашей сети генерируется только за счет книг. При этом средняя стоимость книг в нашей сети составляет от 2,5 тыс. до 3 тыс. тенге.

Спрос на книги растет. Если в 2017 году нашими магазинами было продано 1,5 млн книг, в 2018 году этот показатель достиг 1,7 млн книг. В настоящее время наиболее востребована литература формата non-fiction. Она объединяет в себе множество разных направлений нехудожественной литературы: биографии, публицистику, книги по психологии, саморазвитию, научно-популярную литературу, издания об искусстве и красоте и многое другое.

Очень важно, что по структуре спроса на книги можно формировать мнение – куда движется общество, в каком состоянии оно находится, что ему интересно. Ведь мы видим также не только ту литературу, которую читает взрослое поколение, но и дети, подростки, взрослые.

В целом же, для того, чтобы продвигать книжное направление, важно в магазинах организовывать какие-то неформальные встречи, мероприятия. За счет этого книжная культура активнее вовлекается в общество – становится еще ближе. Например, в нашем магазине постоянно проходят встречи с авторами книг, где они презентуют свои произведения, рассказывают о себе, книге, проводят автограф сессии.

Если говорить о будущем книг, то у меня внутреннее ощущение, что книга не умрет. Когда появилась электронная книга было опасение, что спрос на книги резко упадет. Между тем, считаю, что электронная книга привлекла к нам в магазин, к книжным полкам новый тип покупателя. К нам пришли молодые, технически продвинутые ребята, читающие книги в электронном формате, но периодически читающие книги и в бумажном виде. Например, человек имея айфон, проходит мимо магазина Apple думает: «почему бы не заглянуть туда?». И, зайдя в магазин, покупки человек может и не совершить, но он может просто зайти посмотреть какие-то новинки на рынке гаджетов. Такая же схема работает в книжном мире. Для многих художественная литература в аудио, электронных книгах оказалась может быть одним из первых произведений, которое кто-то прочитал, к примеру, подросток. И вот, проходя мимо книжного магазина, у этого молодого человека появилось желание посмотреть новинки литературы – так и совершаются некоторые покупки книг. По моим наблюдениям, зачастую, книга – это эмоциональная, не целенаправленная покупка. Думаю, что за счет гаджетов, электронных книг мы получили дополнительный трафик людей в наши магазины. Для нас очень важно вовлекать людей в книгочтение.

Ксения Роменская-Шахворостова, сооснователь книжного магазина «Букинист»

Основателем букинистического бизнеса был мой отец. Он всегда любил читать, был буквально литературным фанатом. В 2001 году он решил открыть небольшую букинистическую лавку в подземном переходе Алматы. На тот момент площадь нашего киоска не превышала 15 кв. метра. У нас дома была огромная библиотека, которая насчитывала тысячи книг и она стала для нас платформой при открытии нашего магазина. Для того, чтобы запустить бизнес нам потребовалось около 1500 книг – все эти книги были из нашей семейной библиотеки. Литература была достаточно разнообразной: от классической до современной. Наш огромный ассортимент книг мгновенно заинтересовал покупателей и постепенно мы стали нарабатывать определенный пул своих клиентов. Со временем наша книжная библиотека пополнялась новыми изданиями. Нам приносили книги те, кому они доставались по наследству, также книги приносили и те, кто уезжал заграницу. Мы брали эту литературу, опасаясь, что она может оказаться на помойке.

Как развивается книжный бизнес

В конце 2017 года нам пришлось сменить локацию подземного перехода и переехать в подвальное помещение одного из многоквартирных домов. Теперь площадь нашей новой арендованной локации в разы больше: около 60 квадратных метров. Знаете, с нами перекочевали и наши читатели, которые остаются преданными «Букинисту». Сейчас наш ассортимент насчитывает 3 000 книг.

Цена книги зависит от ее тиража, ее уникальности, периода, когда она была издана. К примеру, дореволюционная литература оценивается ощутимо выше.

Многие задают вопрос, как складывается окончательная цена на наши книги. Уточню, мы с отцом очень профессионально разбираемся в литературе и когда берем в руки книгу уже знаем, насколько эта книга редкая, можем определить оптимальную стоимость издания.

Цены на книги варьируются от 300-2000 тенге. Современная литература стоит около 1000-1500 тенге, зарубежная классика: 700-1200 тенге. Самая дорогая литература в нашем магазине: Научные вестники по географии и истории времен Екатерины второй, они стоят 300 тыс. тенге. Эта литература до сих пор у нас, но, конечно, она хранится не в магазине. Эти вестники безумно ценные, на них должен выйти какой-то коллекционер. Также у нас есть книга Льюис Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», где были недостающая глава и иллюстрации, которых не было в тех книгах, которые мы видим на прилавках. Думаю, ее также оценят букинисты, коллекционеры.

Если говорить с позиции бизнеса, инвестиции в наш магазин окупились в течение трех лет. В основном вложения касались затрат на аренду и стеллажи. Между тем, я бы не назвала букинистическую деятельность высокоприбыльной – тут нет сверхдоходов. Знаете, для нашего бизнеса очень важно не только разбираться в литературе, иметь огромные ассортемент книг, но и грамотно вести странички в соцсетях. Год назад мы стали активно вести инстаграмм. Можно сказать, что интернет нам помогает завоевывать сердца новой публики, поколения next. Выкладывая какую-то интересную книгу в инстаграмм сразу же виден на нее отклик – обычно анонсируемая книга в тот же день находит своего покупателя. В соцсетях важно рассказывать о книгах, авторах. Читатели постов, ранее не планировавшие поход в букинистический магазин, решаются на этот шаг, потому что им рассказали о книге, заинтриговали сюжетом.

Есть книги, которые у нас купили моментально, как только вы их выложили в инстаграмм. Например, через 20-30 минут после публикации презентации, анонса повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и произведения «Жестокий век» Исая Калашникова книги мгновенно были приобретены нашими подписчиками.

Если же говорить об общих трендах, у нас востребована зарубежная классика, психологическая литература и книги по саморазвитию. Последние два года заметно растет спрос на книги по бизнес-психологии, казахскую литературу. Молодое поколение с удовольствием приобретает книги на казахском языке: «Абай жолы» Мухтара Ауэзова, «Ботагоз» Сабита Муканова.

Заметно падает спрос на книги после девальваций, праздников – в этот период казахстанцам не до чтения.

В целом же средний чек по книгам составляет около 1 500-2 000 тенге. Около 80% нашего спроса генерируются за счет книг, 20% — за счет продажи пластинок. Пластинки нас сильно выручают, когда проседает спрос на литературу. В среднем «винил» у нас стоит 2-3 тыс. тенге. Последние три года спрос на пластинки заметно вырос, так как тенденция на винтаж особенно заметна.

Насколько мне известно, в настоящее время в Алматы работает три букинистических магазина, за 2-3 года количество таких магазинов на рынке сократилось. Не могу сказать, что часть из них закрылись из-за недостатка клиентов: Алматы читающий город.По моей информации, существовавшая ранее крупнейшая букинистическая лавка закрылась из-за переезда ее владельца за границу.

Думаю, что в дальнейшем бумажные книги будут все также интересны обществу. Ведь читать литературу в бумажном формате намного удобнее, от нее не устают глаза, информация лучше запоминается, важны и тактильные ощущения живых станиц. Между тем, несомненно, останется категория читателей, которая предпочтет бумажному формату электронный.

В будущем планируем открыть второй магазин в городе Нур-Султан, потому что наши подписчики интересуются, когда нас можно будет увидеть в столице.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

10.05.2019 22:28 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2019 Финансовый вестник
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.