Как развить производственную франшизу на рынке кофеен?
Франшизой павлодарской кофейни-кондитерской «Кренделия» (прежнее название «Крендель» недавно обновилось), помимо местных предпринимателей, интересуются российские, немецкие и американские. Компания, продающая франшизу, сама производит продукцию для своих кофеен и находится в относительно стабильной, но высококонкурентной кондитерской области. Чего не скажешь о рынке кофеен-кондитерских, где еще есть свободные ниши и простор для развития. В тонкостях продаж казахстанских «сладких» франшиз разбирался «Капитал.kz».
Зинаида Пархоменко, франчайзер, основатель ТОО «Крендель», говорит, что кондитерская отрасль (80% производства компании — это кондитерская отрасль, и 20% - общественное питание: кофейни и ресторан) относительно защищена от колебаний таких глобальных факторов, как цены на нефть, так как пищевые продукты потребляются всегда. Но в то же время кондитерские изделия не являются продуктом первой необходимости, и при усложнении экономической ситуации потребители стремятся экономить на них.
Общий годовой оборот кондитерской отрасли в 2016 году можно оценить в пределах 200 млрд тенге. За 9 месяцев 2017 года оборот отрасли в натуральном выражении вырос на 2,2% по сравнению с 2016 годом. «В целом последние три года отрасль находится в относительно стабильном положении, когда объемы производства сохраняются на уровне предыдущего года или несколько превышают его», — рассказывает Зинаида Пархоменко.
В денежном выражении объем реализации вырос более значительно за счет роста цен после девальвации тенге в 2015 году — примерно на 15−20%. По словам франчайзера, девальвация оказала благоприятное влияние на местных кондитеров — в 2016−17 годах они смогли восстановить свои позиции на внутреннем рынке за счет вытеснения импортной продукции.
«В Казахстане кондитерская промышленность всегда являлась отраслью с высоким уровнем конкуренции», — предупреждает Зинаида Пархоменко.
Первые продажи франшизы компанией «Крендель» начались в 2015 году, поэтому франшиза еще очень молодая. В 2016 году была открыта первая кофейня-кондитерская по франшизе в Экибастузе. В 2017 году открылась франшиза в Астане. Заключен договор и идет работа по подготовке к открытию в Петропавловске.
По словам франчайзера, производственных франшиз, какой является кофейня-кондитерская «Кренделия», вообще немного на рынке. «Мы думаем, именно поэтому желающих заключить с нами договор больше, чем мы реально можем позволить себе продать. Производственная франшиза всегда требует большей степени контроля со стороны франчайзера в сравнении с простой кофейней, например, или заведением фастфуда», — говорит она.
Стоимость единовременных инвестиций во франшизу «Кренделия» включает в себя невозвратный паушальный взнос, инвестиции в приобретение оборудования и материалов и работы по оборудованию помещения. Для кофейни-кондитерской (вариант франшизы, который пользуется наибольшим спросом) эта сумма составит около 60 млн тенге.
«После открытия, по условиям заключенного договора, наш франчайзи будет выплачивать нам роялти в процентах от своего оборота. Но вместе с брендом мы предлагаем ряд эксклюзивных кондитерских изделий, рецепты которых запатентованы и являются собственностью франчайзера», — уточняет Зинаида Пархоменко. Линейку этих изделий франчайзер обязуется поставлять франчайзи.
«В течение последних трех лет наша компания находится в той же ситуации, что и кондитерская отрасль в целом. Наш общий оборот в денежном выражении в 2016 году вырос на 20%, в 2017-м — на 11%», — делится франчайзер. Работает франшиза пока в основном на внутренний рынок, хотя и пробует выйти на экспорт, но продажи произведенной продукции в Россию, в Китай пока носят разовый характер.
«Заинтересованность во франшизе высказывают как российские предприниматели (города Омск и Набережные Челны), так и предприниматели Германии и даже Америки», — говорит Зинаида Пархоменко.
Рынок кондитерских, производящих свежую продукцию с короткими сроками хранения, действительно очень конкурентен, но при этом он достаточно стихийный. На нем много тех, кто производит торты по домашним рецептам, зачастую в неизвестно каких условиях. В то же время спрос на такую продукцию предъявляют предприятия и госучреждения, которым нужен весь пакет документов — от сертификатов качества на продукцию до удостоверения о внедрении системы менеджмента безопасности пищевых продуктов на предприятии (HASSP). Да и обычные потребители все чаще интересуются и правильностью оформления этикеток, и удобством упаковки, и дизайном интерьера магазина. «На нашем предприятии все это есть. А франчайзи получают все это уже в комплексе», — говорит Зинаида Пархоменко.
По оценкам специалистов, чуть меньше 50% реализации кондитерских изделий на рынке Казахстана — импортного производства. В основном это, конечно, изделия российских и украинских компаний. «Вот эта доля рынка и является потенциалом для нашего роста. И, может быть, будут и продажи франшизы в Китай — почему нет?» — планирует Зинаида Пархоменко.
Если развиваться в направлении импортозамещения, то при благоприятной конъюнктуре можно по меньшей мере удвоить объем производства. Хотя, конечно, для этого потребуются значительные инвестиции в производство. «Дело в том, что продукция, поставляемая нам из России и Украины, более конкурентоспособна по цене и имеет большие сроки хранения, и ретейлеры, конечно, предпочитают ее при выборе товара, которым заполняют свои полки. Увеличение сроков хранения готовой продукции — это одно из направлений, в котором мы планируем развиваться», — объясняет франчайзер.
Сложности в продаже франшизы, конечно, существуют — это все те трудности, которые преследуют любого предпринимателя: кредиты, налоги, дефицит необходимых помещений, недостаток квалифицированных кадров.
«А если смотреть более глобально, на государственном уровне, то мы считаем, что Казахстан должен защищать свой рынок. Не только заводить иностранные проекты, а больше развивать наши казахстанские франшизы», — считает франчайзер.