Как развить e-commerce в странах Центральной Азии
Как найти инвестора и масштабировать свой бизнес? Своим опытом на одной из площадок фестиваля Go Viral делились предприниматели из стран Центральной Азии, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Найти инвесторов и запустить стартап, как оказалось, не самое сложное. При масштабировании бизнес-проектов важно обращать внимание на два фактора — платежеспособность населения и уровень развития сферы IT-технологий. Готовы ли жители того или иного региона внедрить ваш продукт в свою жизнь? Ответ на этот вопрос напрямую влияет на процветание вашего бизнеса.
Бизнесмен из Узбекистана Акмаль Пайзиев — руководителем и сооснователем MyTaxi, Workly, Express24, Maxtrack. Расширяя сферу такси, компанией было принято решение выйти в регионы. Но, оказалось, что у большей части населения страны не было доступа к мобильному интернету.
«Мы поняли, что из 33 млн человек, проживающих в Узбекистане, не у многих есть доступ к мобильному интернету. Наша аудитория оказалась весьма маленькой. Если вы организовываете интернет-проекты, вам нужны люди со смартфонами. Сейчас эта проблема решается, — говорит спикер. — Второй проблемой оказалась платежеспособность населения. У людей должны быть деньги, чтобы воспользоваться вашим продуктом».
Учредитель и Управляющий Партнер Компании Tech Farm из Бишкека Аман Тентиев отметил, что развивая проекты в сфере IT сложно бывает приучить потенциальных клиентов к новшествам в технологиях.
«Наша группа представлена в большинстве сегментов интернет коммерции. Мы работаем 10 лет в большинстве стран Центральной Азии. Вы должны знать, что успех начинается с молодежи. Они быстрее всего используют все новые технологии и обучают старшее поколение. Исходя из моего опыта — ориентируйтесь на молодежь, и они станут двигателем вашего бизнеса. Эта система работает во всем мире. И я соглашусь с Акмалем по вопросу платежеспособности людей. В Центральной Азии это наблюдается повсеместно», — отмечает спикер.
Аман Тентиев рекомендует первоначально продумать технологичность и популяризацию вашего проекта, а затем уже задуматься о его прибыльности.
Казахстанский предприниматель, основатель и руководитель транспортной компании GLOTUS, онлайн сервиса Click Logistics Камиль Каримов столкнулся с проблемой дополнительных издержек.
«Население в нашей стране около 18 млн, а расстояния между городами и регионами большое. Наш бизнес связан с логистикой, и это накладывает дополнительные издержки в сфере коммерции, — говорит предприниматель. — Второе — платежеспособность. Из доходов регионов видно, что диспропорции большие. То, что может позволить себе житель Алматы и Астаны, не может позволить житель Шымкента. Нужно, чтобы твой продукт был востребован во всех городах Казахстана».
При исследовании рынка государственная статистика о текущем положении населения страны может оказаться не самой верной. Акмаль Пайзиев советует не полагаться на нее, а проводить свои исследования.
«Статистике верить нельзя. Есть исследования компаний, Всемирного банка. Для себя мы ищем внутренние информаторы. Например, идем к сотовому оператору или к тем, кто делает аналогичный бизнес. Спрашиваем, какая у них аудитория. Можно нанимать маркетинговые компании, которые занимаются такими исследованиями», — говорит Акмаль Пайзиев.
Инвестор из Индии Крис Джордж свой первый стартап запустил в 16 лет. В 2000 году открыл одну из первых компаний в Индии в сфере электронной коммерцией. Сегодня он активно инвестирует в компании на этапе их зарождения.
«Я принимал участие в индийской интернет-революции. Мы всегда задавались вопросом что работает, а что нет. Наш фонд работает в Индии и Сингапуре. Мы хотели инвестировать в тот рынок, где есть наибольший возврат средств. После посещения инвестиционного форума в Ташкенте, мы осознали, что в Центральной Азии сложилась уникальная ситуация — 60% населения молодежь. А это значит, что они потенциальные потребители. Мы увидели нереальные перспективы. Позже мы решили посмотреть весь Казахстан. Инфраструктура тут развита. Правительство поддерживает развитие технологий. Фундамент для развития уже был заложен, мы просто пришли на готовое место», — говорит Крис Джордж.
Инвестор считает, что стартап должен быть направлен на развитие в долгосрочной перспективе, иначе нет смысла в него вкладывать.
«Я руководствуюсь несколькими основными моментами на рынке: первое — качество стартапа (смотрю на идею, руководство, возможность его масштабирования), второе — четкое понимание у местных инвесторов и умение выйти из проекта в любой момент, третье — настроены ли местные рынки на потребление и его увеличение в будущем. Планируя стартап, нельзя смотреть только в сегодняшний день, нужно ориентироваться и на завтра. Останутся ли эти люди вашими клиентами и завтра? Немаловажную роль играет экосистема. Насколько удобно работать в стране на макроуровне?», — перечислил Крис Джордж.