Как работает комбикормовый завод «на колесах»
Предприниматель из Алматы Аскар Бижанов первый представил местным фермерам передвижной комбикормовый завод — пока единственный в Казахстане. Пробную партию готовой продукции его спецмашина произвела весной прошлого года, и с тех пор услугами завода «на колесах» постоянно пользуются несколько средних и мелких хозяйств области. Как было найдено инновационное решение в устранении дефицита отечественного корма и почему стационарные комбизаводы уже «в прошлом», руководитель проекта FeedService рассказал «Капитал.kz».
«Поймать» тренд, или Как появилась идея
Отдав несколько десятков лет работе в сельскохозяйственной сфере, агроном Аскар Бижанов в качестве бизнеса решил выбрать наиболее приоритетную отрасль АПК, субсидируемую государством. На фоне роста числа откорм площадок и молочных ферм резко контрастировали низкие объемы производства корма для скота. Корма, который считается дефицитным в стране. Почему эта сфера не пользуется особой популярностью для инвестирования, бизнесмен понял уже на этапе маркетинговых расчетов.
«Чтобы поставить завод с „нуля“, необходимо в среднем до $100 млн. Надо брать землю, проводить все коммуникации — это большие затраты. К тому же внушительная сумма уйдет на монтаж и обслуживание. Допустим, сделает завод 5 тонн корма в день, а дальше будет простаивать, поскольку мы ориентируемся на небольшие, семейные хозяйства. Тем временем амортизация идет, налоги идут. И потом, нужно содержать рабочих — а это целый штат», — рассказал Аскар Бижанов.
Неожиданное решение пришло к бизнесмену в Германии, когда он услышал, что в Европе, в связи с нерентабельностью, стали массово закрываться стационарные комбикорм-цеха. Причиной тому оказались передвижные заводы немецкой компании Buschhoff. И Аскар Бижанов решил приобрести ставший популярным на Западе мобильный комплекс. По словам бизнесмена, покупка спецтехники обошлась ему в 5 раз дешевле, чем строительство предприятия, но самое главное, считает предприниматель, он привез на родину инновацию в производстве кормов.
Как работает машина
Мобильный комбикормовый завод немецкого производства имеет воздушный компрессор, который засасывает корм в дробильное устройство и подает в миксер вместимостью в пять тонн. Там все необходимое сырье для комбикорма тщательно и равномерно перемешивается, чего практически невозможно добиться, пропуская сырье через обычные дробилки, которыми пользуется большинство фермерских хозяйств. В машине установлены весовые датчики, которые позволяют дозировать компоненты с высокой точностью.
Подобные мобильные комплексы уже вовсю колесят по дорогам России и Украины. В соседней республике еще в прошлом году работали порядка 80 передвижных заводов. В Казахстан Аскар Бижанов привез лишь саму установку. Ее он поставил на шасси от КамАЗа — так дешевле и легче в обслуживании. Как говорит бизнесмен, использовать оборудование можно и без колес, но цель у него теперь другая.
«Мы сами едем к клиенту, тут же на ферме перемалываем его же пшеницу, ячмень. Фермеры довольны: за процессом готовки они могут наблюдать сами, когда раньше просто покупали, не зная, что на самом деле содержится в готовых кормах. А здесь готовка происходит по их же кормовой карте. Но самое главное — это мобильность услуг. Услуга сама едет к клиенту. Получается качественно и быстро. Работаем мы, так сказать, 24/7 по мере поступления заказов», — делится Аскар Бижанов.
Сейчас завод «на колесах» объезжает по два хозяйства в день. Производственная мощность спецмашины составляет порядка 18 тонн в час. Пока она обслуживает фермеров Алматинской области. Некоторые из них — известные отечественные товаропроизводители.
Оптимизация затрат и рост объема производства
Молочная ферма ОА СПК «Адал» содержит 880 коров, в месяц они потребляют около 350 тонн корма. При этом, по словам управляющего комбицехом Жаната Айменова, им, как среднему предприятию, не имеет смысла инвестировать в строительство собственного комбикормового завода, раньше они обходились «советской» дробилкой. Но как оказалось, подобное производство сказывалось на удое.
«Конечно, мы сначала все посчитали. Нам выгоднее пользоваться услугами мобильного завода, чем содержать свою дробилку. Раньше везли в нее со всех складов, руками все это перемешивали. В итоге в одном месте кукурузы больше, а сои меньше, или премикса меньше, ячменя больше. А теперь мы видим, что удой у нас увеличился, потому что пища сбалансирована. Раньше одна корова давала 21 литр в день, теперь — 23. Одни плюсы», — рассказал Жанат Айменов.
Подобный аутсорсинг Аскар Бижанов и его мобильный комбикормовый завод готовы оказывать и малым хозяйствам. В планах у бизнесмена сделать дозакуп и создать сеть по Алматинской области. Тогда фермеры смогут заказывать услуги через бесплатное мобильное приложение. Одна такая машина, по словам предпринимателя, окупится в течение 10 лет, при самых пессимистичных прогнозах. Но благодаря государственной поддержке 25% расходов на покупку завода «на колесах» покрылись за счет субсидий.
«Государство развивает сельское хозяйство, Президент поставил задачу, минсельхоз разработал программу. Эта отрасль поддерживается государством, почему бы ее не развивать. Государство инвестирует, а мы приходим к фермерам с нашей услугой. Нашу идею поддержали. Это тренд. И рано или поздно эта техника пришла бы в Казахстан. Ведь будущее за небольшими семейными фермами», — делится предприниматель.
По мнению руководителя FeedService, при развитии крупнотоварного производства снижается доступность кормов для мелких и средних животноводческих предприятий. Поэтому совместно с Палатой предпринимателей Алматы передвижной комбикормовый завод два раза в неделю выезжает на заранее определенные площадки и изготавливает комбикорм для владельцев подсобных хозяйств. За свою работу бизнесмен берет по 5 тенге за килограмм.