В центре внимания:

Как нормативы ликвидности могут «зарегулировать» банковский сектор РК

Как нормативы ликвидности могут «зарегулировать» банковский сектор РК

Начиная с 2017 года Национальный банк Республики Казахстан заявил о поэтапном внедрении в банках второго уровня новых стандартов Базель III по ликвидности – LCR (коэффициент покрытия ликвидности) и NSFR (коэффициент нетто стабильного фондирования). Данные требования являются классическими инструментами банковского регулирования. Тем не менее, некоторые эксперты предполагают, что упомянутые нормативы могут еще больше зарегулировать банковский сектор. Как известно, к 2022 году планируется увеличение LCR до 100%, в то время как показатель NSFR с 1 января 2019 года уже установлен на уровне 100%, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz..

«Коэффициент покрытия краткосрочной ликвидности (LCR) показывает, какой объем высоколиквидных активов должен иметь в своем распоряжении банк, чтобы перекрыть возможный повышенный (неплановый) отток денег из банка на протяжении одного месяца. Поэтому с этим нормативом больших проблем у казахстанских банков быть не должно», - отмечает финансист Мурат Темирханов.

По его мнению, банковская система Казахстана на сегодняшний день испытывает и без того достаточный избыток ликвидности, которую в свою очередь изымает Национальный банк за счет выпуска собственных нот. Последние при этом являются теми высоколиквидными активами, которые учитываются в расчете LCR. Помимо этого правительство выпускает ещё свои казначейские облигации.
«В большинстве стран доходность высоколиквидных активов очень низкая, поэтому, придерживаясь норматива, банки вынуждены отказываться от определенной части процентных доходов. Однако в Казахстане ситуация с этим хорошая из-за достаточно высокого уровня базовой ставки», - утверждает эксперт.

Хотя нынешняя ситуация с внедрением норматива LCR по банковской системе и складывается достаточно неплохо, между тем, по его представлению, отмечающаяся избыточная ликвидность распределена в ней неравномерно.
«На мой взгляд, те банки, которые сегодня не выполняют вышеназванный коэффициент, можно назвать проблемными и банковскому регулятору в этом случае необходимо активно с ними работать, чтобы исправить ситуацию», - говорит Мурат Темирханов.
Наряду с этим он обращает внимание на то, что Национальный банк уже использует 7 коэффициентов ликвидности для контроля за БВУ.
«Если регулятор при внедрении нового норматива оставит еще и старые, то это однозначно будет перебор, сильно обременяющий банки и ужесточающий их регулирование», - полагает финансист.
Напомним, что расчёт коэффициента покрытия ликвидности введён несколько лет назад и является общепринятым стандартом международной практики, в то же время законодательством предусматривается поэтапное внедрение повышенных нормативов.
Как сообщили в Ассоциации финансистов Казахстана, такой подход должен способствовать обеспечению стабильной ликвидности банковского сектора и позволит БВУ планировать финансовые модели с учетом данного требования, а, следовательно, поможет избежать одномоментного негативного влияния. На сегодняшний день значения LCR устанавливаются исходя как из общепринятых стандартов и рекомендаций Базельского комитета, так и принимая за основу локальную специфику.

Необходимо отметить, что минимальное значение коэффициента покрытия ликвидности с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года было установлено в размере - 0,5 или 50%, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года - 0,6 (60%).
С начала следующего года его значение повысится уже до 0,8 (80%) , с начала 2021 года до 0,9 (90%). А с 1 января 2022 года, как уже говорилось ранее, минимальный уровень LCR будет определен для банков на уровне 1 или 100%.
«Вместе с тем другой коэффициент NSFR направлен на привлечение стабильных источников финансирования своих операций (со сроком более 1 года), с целью снижения зависимости от краткосрочного фондирования. По сути, введение данного норматива обеспечивает уравновешение по срокам активов и обязательств банка», - уточняет Мурат Темирханов.
Тем не менее, начиная с 2015 года, у норматива NSFR имелись, по его словам, две основные проблемы.
«Во-первых, тогда и сейчас наши банки ограничены в привлечении стабильного долгосрочного финансирования в виде выпуска облигаций на фондовом рынке. Такая ситуация связана с недоверием к банкам и с неразвитостью фондового рынка в Казахстане. Те банки, что имеют высокий кредитный рейтинг и могут без проблем занять деньги на фондовом рынке, обычно не хотят выпускать облигации из-за слишком высоких процентных ставок, напрямую связанных с базовой ставкой Нацбанка», - объясняет эксперт.
Вторая проблема по его определению была связана с порядком расчета NSFR, который требует анализ исторических данных по банкам и принятия определенных допущений. Прежде всего, это касается остатков на депозитах и текущих счетах физических лиц.
«Во всем мире остатки на счетах физических лиц считаются стабильной долгосрочной базой фондирования банков, особенно в случаях, когда депозиты физических лиц гарантируются государством так, как это происходит в Казахстане. Даже если депозиты физических лиц являются краткосрочными, большую их часть можно направлять на долгосрочное финансирование, например, ипотеку - вплоть до 30 лет», - озвучил Мурат Темирханов.
Также финансист напомнил, что несколько лет назад Национальный банк не соглашался с этим международно признанным принципом работы банков. По его утверждению, если все останется без изменений, то внедрение NSFR станет сильным и непродуманным ужесточением регулирования для БВУ.

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

19.10.2019 22:29 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.