В центре внимания:

Как начать «игрушечный» бизнес?

Как начать «игрушечный» бизнес?

История развития семейного бизнеса основателей компании NAVRUZ PLASTIC — единственного производителя отечественных пластмассовых игрушек — со стороны выглядит довольно стремительной и в чем-то сказочной. Всего за несколько лет вчерашние торговцы зарубежными игрушками наладили успешный выпуск собственных игрушек под своим брендом, которые знают и покупают во всем Казахстане. Наращивая с каждым годом объемы игрушечного бизнеса и расширяя ассортимент продукции, они трансформировали мелкоцеховое производство в фабричное.

На самом деле, конечно, за всем этим стоят колоссальный труд и терпение всех членов семьи. Свое дело Шухрат Юлдашев и Рабига Байтемирова начали после того, как, подобно многим бывшим жителям СССР, годами зарабатывали перепродажей импортных товаров.

Смогли другие, сможем и мы

С конца 1990-х супруги торговали мелким оптом игрушками, канцелярскими и хозяйственными товарами, которые привозили из Узбекистана, Китая, Ирана и России. Угроза над относительно неплохо развивавшимся бизнесом нависла после девальвации тенге в начале 2009 года: потери из-за резко взлетевшего курса доллара, которым казахстанские предприниматели рассчитывались с зарубежными партнерами, нестабильность, рост цен на ГСМ, транспортировку и другие статьи расходов не раз заставляли задуматься над целесообразностью его продолжения.

В качестве выхода Рабига Байтемирова предложила начать самим производить игрушки. За долгие годы торговли этот вид товара стал для них основным, так как пользовался большим спросом независимо от сезона.

«В Узбекистане, Иране, Китае, России могут производить игрушки, а мы что, не сможем?! — неоднократно взывала она к мужу. — Давай попробуем, может, получится». Аналогично «приставал» к отцу и сын Наурызбек. Помня детскую мечту о своем игрушечном заводе, во время прохождения производственной практики на предприятиях КНР, будучи студентом одного из китайских вузов, он уже по-взрослому загорелся идеей открытия в Шымкенте собственного производства игрушек. И убеждал в выгодности такого шага отца. Глава семейства долго сопротивлялся, взвешивал все за и против, но потом все-таки сдался.

После того, как в 2010 году семья приняла окончательное решение, начался подготовительный период. Родители с сыном съездили на выставку промышленных товаров и оборудования в Гуанчжоу. Потом почти на протяжении целого года посещали китайские предприятия по производству игрушек, изучали станки, сырье и технологию производства, вели переговоры.

В 2011 году купили на свои средства первый пилотный станок, в который вложили все, что имели, — порядка $25−30 тыс. Перевезли в Казахстан, начали наладку, несколько месяцев осваивали технические тонкости. Первая партия — около 200 штук машинок-самосвалов — была пробной. Предприниматели хотели сами убедиться в том, что смогут выпускать игрушки не хуже импортных. У них получилось, но перейти к более масштабному производству помешали внешние обстоятельства.

«К нам начали бесконечно ходить представители проверяющих и контролирующих органов, — вспоминает Шухрат Юлдашев, выполняющий на своем предприятии функции инженера-технолога. — Почти каждый день у нас были „гости“, нам не давали спокойно работать. Высказывали массу претензий, причем часто они противоречили друг другу: если одни требовали сначала закончить оформление документации, а потом — выпускать продукцию, то другие — наоборот».

Устав от непрекращающихся придирок, бизнесмены написали в конце 2012 года письмо руководству страны. Реакция последовала незамедлительно: местная администрация разобралась с ситуацией и стала способствовать развитию игрушечного бизнеса.

В итоге в 2013 году было запущено массовое производство детских пластмассовых игрушек. Супруги взяли кредит в размере 10,5 млн тенге на приобретение трех станков. Фонд «Даму» просубсидировал 7% годовых от ставки вознаграждения в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Дело пошло

Причем по нарастающей. В первые месяцы работы предприятие выпускало в среднем одну-две тысячи штук игрушек. В 2014 году — уже до 6−7 тыс. изделий в месяц. Параллельно расширялся и ассортимент. Так, в 2015 году на NAVRUZ PLASTIC производили ежемесячно минимум 10 тыс. игрушек 16 наименований: машинки, конструкторы, толокары, песочные наборы разных видов, шашки, шахматы.

В 2016 году компания приступила к реализации нового этапа развития — строительству фабрики на территории индустриальной зоны «Оңтүстік». Проект, в частности, закупка дополнительных станков, осуществлялся частично на заемные средства. По словам Шухрата Юлдашева, на эти цели они взяли кредит в 40 млн тенге.

Собственные сбережения, помимо приобретения станков, ушли также на само строительство фабрики, это порядка $125 тыс. Как рассказал основатель компании, запуск фабрики на полную мощность позволит выпускать ежемесячно до 20 тыс. изделий, а в год — 200−300 тыс. игрушек около 30 видов.

Собеседник «Капитал.kz» уверен, что вся эта продукция найдет покупателей. «В год в Казахстан завозится игрушек на $125 млн, — аргументирует он. — Это говорит о большом спросе на игрушки. В то же время это повод задуматься: такая колоссальная сумма, наша валюта уходит за рубеж. Причем зачастую покупатели платят за „мусор“. Я много раз был в Китае, видел, из чего делается товар для третьих стран, к которым нас там относят. Мы же видим свою задачу в обеспечении детей Казахстана качественными игрушками из чистого экологического сырья. Собственно, в этом, наверное, и кроется одна из причин популярности и конкурентоспособности нашей продукции: она сертифицирована, соответствует ГОСТу, выполнена из высококачественной пластмассы, не представляющей угрозы для здоровья ребенка. При этом наши игрушки как минимум в два раза дешевле китайских аналогов».

Планы на будущее

В целом у предприятия большие планы на будущее. Бизнесмены мечтают, что со временем NAVRUZ PLASTIC станет крупным заводом, на котором будет производиться до сотни наименований игрушек, причем разногабаритных, разного уровня сложности — к примеру, крупные машины, куклы, развивающие, радиоуправляемые и интерактивные игрушки. В ближайших задачах компании также выход на экспорт. По признанию предпринимателей, есть много желающих из близлежащих государств, которые готовы закупать шымкентские игрушки вагонами. Но обеспечить такие объемы они еще не в состоянии.

На данный момент из-за трудностей с закупом сырья предприниматели не могут запустить фабрику на проектную мощность, хотя планировали официально открыть ее еще осенью текущего года. По этой причине, а также из-за того, что строительство фабрики, установка оборудования, наладка системы потребовали большого внимания и сосредоточенных усилий, а, стало быть, много времени, объемы производства игрушек на NAVRUZ PLASTIC в этом году заметно снизились. Мощности работающих станков были задействованы на 20−30%, в целом с начала года было выпущено не более 40 тыс. штук игрушек.

Но шымкентские производители не сетуют и не сидят сложа руки. Они ищут разные возможности и варианты решения проблемы с сырьем, обзванивают всех поставщиков, выкупают остатки чьих-то крупных партий, кооперируются, в общем, крутятся. К ним вполне применим эпитет, которым уже наделили игрушки от NAVRUZ PLASTIC, - «живучие». Именно так отзываются о них покупатели, потому что эти изделия запросто не ломаются.

Несмотря ни на какие трудности, наурызовцы с оптимизмом смотрят в будущее. «Надо искать, находить выход, стараться и не сдаваться, — делится своей философией бизнеса Шухрат Юлдашев. — Мы работаем день и ночь, занимаемся решением непрекращающихся рабочих забот и проблем едва ли не круглосуточно. Чтобы добиться успеха, нужен огромный, колоссальный труд».

Он добавляет, что если будет стабильное сырье, компания расплатится с кредитом за год.

В целом же сейчас, как отмечает бизнесмен, созданы большие возможности для развития бизнеса — действуют различные госпрограммы, которыми нужно пользоваться, бизнес защищен от необоснованных проверок.

Семейность же бизнеса он считает большим плюсом. Потому что есть полное доверие и поддержка близких. А общее дело не только способствует росту дела, но к тому же и объединяет и укрепляет семью.

Жена и его директор на производстве Рабига Байтемирова добавила: «В бизнесе, как и в любом деле, нужно терпение. Трудности бывают, но никогда не надо лениться. Народная мудрость гласит: „Глаза боятся, а руки делают“, „Если трудиться, то все получится“. Мы трудились — и получили результат!»

Источник

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

18.12.2017 5:36 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Альянс02 VK
Альянс02 в Facebook
Альянс02 в Твіттері
Альянс02 в Google+
Все права защищены © 2008-2024 Финансовый вестник
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта alyans02.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.